ПАРАЛЛЕЛИ И МЕРИДИАНЫ

Камчатка без гейзеров, НО С ЕВРЕЯМИ

Каждый год раввин Адин Штейнзальц приезжает в Россию, в страны СНГ, бывает в разных городах, встречается с десятками, а порой и сотнями людей. И для евреев, и для неевреев он стал живым и привлекательным символом иудаизма. Июньская поездка раввина, с одной стороны, обычная штатная поездка, с другой стороны, она отличается от прочих своим, если позволительно сказать, географическим экстремизмом: никогда еще он не залетал столь далеко на восток; на сей раз Адин Штейнзальц установил своеобразный рекорд, став первым раввином, нога которого ступила на землю Камчатки.

Михаил Горелик

Петропавловск-Камчатский уж никак не относится к числу значимых еврейских центров. Многие вообще будут удивлены, узнав, что там есть евреи. Есть! И удивляться тут особенно нечему: покажи мне такую обитель, я такого угла не видал, где бы их (то есть нас) не было. Вот и Петропавловск-Камчатский не исключение. Здесь живет около шестисот евреев — тихоокеанских евреев, первыми встречающих в России восход солнца. Приезд знаменитого раввина стал для них огромным событием. Примерно четверть общины пришла на встречу с диковинным гостем.

Пришли и журналисты, естественно, никак не связанные с еврейской общиной, — по понятным причинам в городе нет еврейских СМИ. И для них тоже визит Адина Штейнзальца стал событием: не так уж часто люди такого уровня появляются на Камчатке. Среди прочих вопросов, прозвучал и такой: стоило ли лететь за тридевять земель из-за горстки евреев?

«Есть события, — отвечал раввин, — значение которых в принципе не поддается количественному описанию. Совершенно не важно, сколько евреев живет на Камчатке — да, их отделяют огромные пространства от еврейских центров, да, они живут на краю земли, во всяком случае, если смотреть из Иерусалима, но они интегральная часть нашего народа, они важны для нас и нужны нам». «Я приехал повидаться со своими родственниками, — продолжал раввин. — Весь народ Израиля — это большая семья, а еврейское население Сибири и Дальнего Востока — региональная модель такой семьи; даже если не все ее члены знакомы друг с другом, их связывают узы взаимной ответственности, так что мой приезд в ваши края продиктован желанием выразить свою солидарность со своими братьями в нынешние трудные времена, когда евреи Израиля и всего мира просто обязаны объединиться». Пресс-конференция состоялась после лекции Адина Штейнзальца «Израиль, евреи, иудаизм», на которой раввин говорил о еврейском интеллектуализме, о специфике иудаизма, требующего от человека работы не только сердца, но и ума, причем труд этот очень и очень нелегок, ибо наше богатейшее духовное богатство накапливалось тысячелетиями. Визиты важных персон в отдаленные уголки страны очень часто становятся яркими событиями, не оставляющими, однако, никакого следа, ничего, кроме воспоминаний. Ни на что другое они, впрочем, и не претендуют. Визит Адина Штейнзальца был совсем иным. Он дал стимул евреям города для самостоятельной работы. Выступавший после раввина директор Института изучения иудаизма в СНГ Давид Палант представил собравшимся разработанные в институте проекты еврейского самообразования: «Лимудим» и «Байт ле-мидраш». Оба этих проекта дают возможность учебы даже и в ситуации отсутствия образовательных центров, специалистов и хороших библиотек. Методические разработки института позволяют как-то это компенсировать и наладить учебу даже в столь непростых условиях. Учиться можно везде — было бы желание. Теперь группа «Байт ле-Мидраш» есть и на Камчатке. Ее участникам повезло: не многие из групп этого проекта могут похвалиться, что первый урок дал им сам Адин Штейнзальц.

Раввин встретился и с еврейской молодежью Камчатки, он говорил о еврейском самосознании и произвел на ребят большое впечатление неординарностью мышления и откровенностью высказываний. Вечер закончился исполнением еврейских песен. Все пели с большим удовольствием, даже с энтузиазмом. Надо сказать, что так происходит всегда, когда за дело берется Дуди Палант, умеющий завести народ. А начался этот большой камчатский день с визита к помощнику губернатора по национальным вопросам, беседа с которым затронула самые различные вопросы жизни самого восточного полуострова России. Теперь о гейзерах. Не повезло израильским гостям с гейзерами: туман не позволил вертолету совершить полет к этому местному чуду света. Что делать! С другой стороны, летели-то все-таки не к гейзерам, а к евреям.

НА СУРОВЫХ БЕРЕГАХ АМУРА

Самолет поднялся над Камчаткой. Позади остался Тихий океан. Вскоре исчезла земля. Волны Охотского моря и два часовых пояса разделяют Петропавловск-Камчатский и Хабаровск. В отличие от Камчатки, Адина Штейнзальца знали здесь не только по книгам и статьям — шесть лет назад он побывал в Хабаровске, беседовал с народом, конечно, это запомнилось. Зал был битком набит, человек пятьдесят приехало из Биробиджана. Хабаровский сценарий был идентичен камчатскому: встреча с общиной, пресс-конференция, встреча с молодежью, откровенные ответы на вопросы, еврейские песни. С молодежью разговор шел о любви и еврейской семье. Ребята слушали с большой заинтересованностью, порой смеялись, а порой и краснели. Несмотря на разницу в возрасте, несмотря на то, что Адин Штейнзальц говорил с переводчиком, проблемы общего языка у раввина с молодыми людьми явным образом не было.

Давид АНШИН

АНГАРСКИЕ ШТУДИИ

В СЕМИНАРСКОЙ СТОЛИЦЕ

Следующим (третьим) пунктом путешествия на Восток стали для раввина Адина Штейнзальца Иркутск и соседствующий с ним Ангарск. Парадоксальным образом это путешествие на Восток осуществлялось полетом на Запад, ибо летели израильтяне из Хабаровска. В Иркутске раввин встретился с представителями еврейской общины и прочел лекции «О буднях и святости» и «Еврейская община — давать или получать?». В Ангарске — «Еврейское счастье».

Ангарск давно уже стал сибирской столицей семинаров Института изучения иудаизма. Так было и на этот раз. В Ангарск съехались ведущие групп программы «Байт ле-Мидраш», кандитаты в ведущие, а также председатели и активисты еврейских общин Сибири и Дальнего востока — всего около ста человек из двадцати городов.

Преподавателями были хорошо знакомые многим участникам семинара раввины Ишая Гиссер и Александр Фейгин, а также директор Института изучения иудаизма Давид Палант. Очень много времени провел с участниками семинара Адин Штейнзальц. Он дал урок по недельной главе Торы, прочел лекции «Образы Танаха как архетипы» и «Знай, что ответить». Тема последней лекции была предложена участниками семинара, испытывающими постоянный мессионерский прессинг со стороны различных христианских групп, главным образом «Евреев за Иисуса», крайне активных в Сибири и на Дальнем Востоке. Как всегда, кульминацией семинара стало совместное проведение субботы с зажиганием свечей, молитвами, чтением Торы, неторопливыми беседами, ответами на вопросы, праздничной трапезой, песнями.

Свиток Торы был привезен из Москвы. Многие участники никогда раньше не видели его. Вызов к чтению Торы большая честь. На сей раз вызывали только тех, кто ранее никогда в жизни этой чести не удостаивался.

Семинар в Ангарске наглядно продемонстрировал высокую эффективность образовательных программ Института изучения иудаизма. После этого семинара возникнут еще две новые группы «Байт ле-Мидраш» — в Чите и Юрге. Всего же в СНГ порядка ста таких групп самообразования, причем более половины из них — в России.

Зеев ЛЕВИН

Ольга УРЕНСКАЯ (Ангарск):

Неделя жизни, общения и учебы в еврейской семье — не это ли еврейское счастье?!

Владимир КАГАНОВ (Кемерово):

Глубокие лекции, блестящие уроки, прекрасные израильские песни — все это оставило неизгладимое впечатление.

Борис ЛЕВИН (Магадан):

Это был настоящий интеллектуальный праздник.

ПЛАТА ЗА ДУХОВНУЮ ЭВОЛЮЦИЮ

Мне приходилось многократно бывать на семинарах в Ангарске. Многих людей я хорошо знаю, и я вижу, как они меняются. Они стали иначе мыслить, иначе говорить, у них изменилась шкала ценностей. Их восприятие текста Торы, отношение к еврейской проблематике — оно совсем не такое, как у людей из той среды, в которой они живут. Иошуа, машгиах* из Москвы, после одного занятия сказал мне:

— Послушай, ты говорил с ними о достаточно специфических вещах два с половиной часа, и они тебя с неослабным вниманием слушали. Как вам это удается? Что это за люди? Откуда вы их берете? И я ответил ему с большим удовольствием:

— Сами делаем!

Внутренняя динамика наших семинаристов ставит перед ними нелегкие проблемы. Здесь, на семинарах, им комфортно, они среди себе подобных, среди своих, дома зачастую их окружает непонимание, порой они чувствуют себя одиноко. Что ж, такова плата за духовную эволюцию.

* Машгиах — специалист, следящий за соблюдением требований кашрута.

Раввин Ишая ГИССЕР

МОЛИТВА ЗА ЕВРЕЙСКИЙ НАРОД

Так называется молитва, составленная Адином Штейнзальцем в эти трагические дни, когда в Израиле от рук террористов, превративших себя в живые бомбы, постоянно гибнут мирные люди. Молитва начинается словами: «Отец наш милосердный! Сжалься над народом Твоим, Израилем, спаси его от беды, отведи от него угрозу».

Текст этой молитвы был роздан участникам всех встреч с раввином во всех городах. Люди (в том числе и те, которые считают себя неверующими) молились вместе, и это был урок солидарности не только с Израилем, но и друг с другом, это был урок внутренней самоидентификации. Произнося слова молитвы, люди еще глубже ощущали свое еврейство, свою взаимную ответственность. В сущности, это и есть наш духовный ответ террору.

Текст молитвы >>

Давид АНШИН


КЛАССИЧЕСКИЕ КОММЕНТАРИИ

Каждую неделю в синагоге читается определенная часть Торы, называемая недельным разделом. За год полностью прочитывается вся Тора. Каждый недельный раздел имеет название, совпадающее с первыми ключевыми словами раздела (в частности, это может быть и одно слово).
Рядом с названием недельного раздела указана соответствующая ему неделя (даты): быть может, читателю захочется прочесть недельный раздел и поразмыслить над ним именно тогда, когда это делают религиозные евреи во всем мире.
Понятно, что газетные возможности крайне сужены. Дать хоть сколько-нибудь систематический комментарий даже к небольшому отрывку — невозможно. Поэтому фрагменты еврейских классических комментариев, подготовленные Д. Софроновым и отредактированных раввином И. Гиссером, следует рассматривать лишь как указание на многогранность текста Торы и приглашение к пристальному чтению.

14-20 июля

ВАЭТХАНАН

«Взойди на вершину Писги, и взгляни на запад, и на север, и на юг, и на восток, и смотри [на Эрец-Исраэль], ибо не перейдешь ты этот Иордан!» (3:27).

Мидраш рассказывает, что Страна Израиля никогда не знала бы разрушения, если бы Моше вошел в нее. И благодаря тому, что он оглядел пределы Земли обетованной с вершины, сам ее воздух хранит свою святость. Сказали мудрецы: «Воздух Страны Израиля умудряет» (Талмуд, «Бава батра», 1586). Ведь взгляд Моше, раскрывшего нам мудрость Торы, как бы остался в воздухе... (Из хасидских источников).

«Берегите же очень души ваши...» (4:15).

Принцип «в здоровом теле — здоровый дух» иудаизму отнюдь не чужд, вопреки предубеждениям на этот счет. Тора заботится не только о наших душах, но и о телах. Наши мудрецы усматривают намек на обязанность хранить не только душу, но и вместилище ее — тело в избыточном на первый взгляд слове «очень» («Ор цадиким»).

Когда у злого начала более не остается предлогов для того, чтобы обвинить человека в грехах, он начинает подстрекать к тому, чтобы тот подвергал свое тело испытаниям постом или круглосуточным бдением, ношением вериг или самобичеванием, — дабы ослабить его дух и подточить силы. Ведь тот, кто пребывает в состоянии уныния и депрессии благодаря подобным неумным экспериментам, не может служить Творцу как положено — с радостью. И в самой книге «Дварим» сказано: «И сбудутся для тебя все проклятия эти, и будут преследовать тебя и настигнут... За то, что не служил ты Б-гу, Всесильному твоему, с радостью и веселым сердцем...» (28:46,47). (Бааль Шем-Тов).

21 -27 июля

ЭКЕВ

«Изваяния богов их сожгите в огне; не пожелай серебра и золота, что на них, чтобы взять себе, а то попадешь в западню эту, а это мерзость для Б-га, Всесильного твоего» (7:25).

Иногда человек преуспевает в бизнесе и обретает богатство благодаря запрещенной Торой деятельности, что с точки зрения иудаизма может быть уподоблено идолопоклонству, «золоту и серебру», из которых он делает для себя «идолов». Успех кружит ему голову, и он начинает свято верить в то, что в этом мире, нарушая законы, установленные Всевышним, можно добиться всего. Это и есть та самая «западня», о которой говорит Тора (Сфорно).

«Берегись, чтобы не забыл ты Б-га, Всесильного твоего, не соблюдая Его заповедей...» (8:11).

Рассказывают о р. Бунеме из Пшисхи, что однажды, войдя в дом к Провидцу из Люблина, он увидел, что тот чем-то крайне расстроен. В ответ на вопрос, что послужило причиной этому, Ребе ответил, что он только что нарушил заповедь Торы: «Берегись, чтобы не забыл ты Б-га, Всесильного твоего...», — и на какое-то время отвлекся от мыслей о Всевышнем. Ответил ему р. Бунем: «В отличие от отдельных колосков, забытых во время жатвы, — которые согласно закону Торы более не принадлежат хозяину, поскольку он о них не помнит, — сноп никогда не попадает под категорию «забытого». Из-за его ценности хозяин может позабыть о нем только на короткое время, а потом обязательно спохватится. Так и здесь: отвлечение внимания на минуту-другую нельзя рассматривать как забвение Всевышнего. Вы слишком хорошо знаете, насколько Он велик, чтобы у вас были причины для беспокойства!» «Хорошо сказал, — воскликнул Провидец — просто вернул мне силы!» (Из хасидских преданий).

28 июля-3 августа

РЪЭ

«И вот, когда приведет тебя Б-г, Всесильный твой, в страну, в которую ты вступаешь, чтобы овладеть ею, то дашь благословение на горе Гризим, а проклятие — на горе Эйваль» (11:29).

Когда человека хвалят за содеянное им добро, то делают это, как правило, публично. Если же он совершил неблаговидный и достойный порицания поступок, принято увещевать его наедине, чтобы не позорить его. Однако эти благословения и проклятия были возвещены всем громогласно («Мидраш Танхума»). Если бы эти речи передавались народу через Моше, то всегда нашелся бы кто-то, кто заявил бы, что он ничего не слышал, ничего не видел, и поэтому на нем нет никакой ответственности за содеянное («Диврей-шаарей-хаим»).

«Ибо народ святой ты у Б-га, Всесильного твоего...» (14:2)

В мидраше «Ялкут Шимони» этот стих получает следующую парадоксальную интерпретацию: «Не заставляй другие народы делать тебя святым!» Что бы это значило? Исполняя Тору, евреи добиваются святости собственными силами, как и подобает избранному народу. Но если они грешат, Всевышний предает их в руки гонителей и преследователей, устанавливающих для них жестокие порядки и запрещающие исполнять еврейские законы.

И тогда у них остается только один путь, чтобы остаться евреями: они вынуждены идти на мученическую смерть. Таким образом, они также обретают святость, но уже не при жизни, а только после смерти.

Поэтому и сказано в Торе: «Ибо народ святой ты у Б-га, Всесильного твоего...» — будь святым благодаря соблюдению заповедей и изучению Торы и не позволяй другим племенам «делать тебя святым», преследуя и уничтожая тебя («Диврей-шаарей-хаим»).

4-10 августа

ШОФТИМ

«Не сажай себе никаких священных деревьев возле жертвенника Б-га, Всесильного твоего, который ты сделаешь себе» (16:21).

Раши пишет: «Это запрет сажать священные деревья... на Храмовой горе».

Святое место прекрасно само по себе в силу своей святости, а не благодаря внешним украшениям — скажем, цветникам или архитектурным изыскам. Тот же, кто пытается «приукрасить» святость различными внешними аксессуарами, гнушается подлинной, духовной красотой.

Поэтому сказали наши мудрецы: «Всякий, кто назначает недостойного судью, словно сажает священные деревья у жертвенника» («Сангедрин», 76). Иными словами, если назначение судьи обусловлено такими его качествами, как известность или риторический дар, а не безупречным образом жизни, это может быть уподоблено «сажанию священного дерева у жертвенника». Такой тип судьи отнюдь не является идеалом Торы, для которой важна богобоязненность, а не импозантность («Авней-эзель»).

«Поставь же, поставь над собой царя, которого изберет Б-г, Всесильный твой: из среды братьев твоих поставь над собой царя, не можешь поставить над собой чужеземца, который не брат тебе» (17:15).

Учили наши мудрецы: «Царь не вправе поступиться своим почетом, как сказано: «Поставь же, поставь над собой царя», — трепет народа перед царем должен оставаться всегда». Почему дважды сказано в тексте «поставь же, поставь...»? Даже если царь совершил деяние, умаляющее его достоинство, его подданные немедленно должны сделать нечто, подчеркивающее величие его статуса (от имени р. Иона).


РАЗГОВОРЫ С РАВВИНОМ

За кого болеет Всевышний?

Наполеон и Зидан — не французы. Оба они национальные герои. И оба проиграли.

Адин Штейнзальц отвечает на вопросы Михаила Горелика

— Видите у меня небольшой шрам над бровью? Я бы мог сочинить какую-нибудь романтическую историю: любовь, ночь, дуэль, но ничего такого не было — в детстве играл в футбол, упал, ударился о камень, с тех пор шрам. В аэропорту в зале ожидания я минут десять следил за игрой «Швеция — Сенегал» — как раз когда сенегальцы забили свой «золотой гол». Смотреть было одно удовольствие. С одной стороны организация, расчет, рациональная, очень правильная, до стерильности правильная игра; с другой — непредсказуемость, спонтанность, импровизация.

Я слышал, в Абу-Гоше* один предприимчивый ресторатор поставил большой экран, и к нему повалили евреи смотреть чемпионат. В отличие от иерусалимских баров, здесь не надо опасаться терактов. На то он и рассчитывал. И вот возникает островок еврейско-арабского взаимопонимания и даже единства в море ненависти: все любят футбол, все болеют за Англию.

— Что вы хотите: мандатная держава**! Общая история!

А израильские арабы за национальную сборную болеют?

— Это может казаться странным, но да, болеют. Новое время — подъем национальных государств. Новейшее время — государств, играющих в футбол. «Футбо-лизация» — одна из важных проекций глобализации. История замещается историей футбола. Поражение русских от японцев воспроизводит кампанию 1904-1905 года, катастрофа Франции на чемпионате — кампанию 1812-1814-го. Национальные герои — Наполеон и Зидан не французы. Тогда проиграли — сейчас проиграли.

Зато бескровно.

— Другие времена, другие правила игры, хотя, как вы знаете, и футбол тоже чреват. Я вообще-то доволен, что французы вылетели — они столь безобразно ведут себя по отношению к Израилю, а в последнее время уже совсем позабыли о соблюдении приличий, откупаются нами от арабского национализма. Пусть немного пострадают: в отличие от наших, их страдания связаны исключительно с самолюбием. Я как-то выступал на радио в Париже, а там тогда был взрыв в метро. Меня спросили, что я по этому поводу думаю. Я ответил цитатой из Притчей: посеявший ветер пожнет бурю. Переводчица побледнела: до чего же я бестактен, до чего не политкорректен! Но перевела точно.

— А на радио и на телевидении о футболе говорить не приходилось?

Однажды, но это было довольно давно, и не в Париже, а в Иерусалиме. Меня пригласили участвовать в программе, где всяких патентованных мудрецов спрашивают о смысле жизни, политических прогнозах и других важных вещах. На закуску ведущий неожиданно спросил у присутствующих, есть ли шансы у Петах-Тиквы выиграть у Маккаби.

— Вопрос не для мудрецов.

Вот мудрецы и затруднились. А я так даже проанализировал турнирную ситуацию. После этого я стал популярен: ко мне подходили незнакомые люди на улице, пожимали руку и говорили, что передача была исключительно содержательной, но помнили, естественно, только о футболе.

Если вы и сейчас склонны к футбольным прогнозам, скажите, когда сборная Израиля попадет на чемпионат мира?

— С большой вероятностью уже в следующий раз. У нас неплохая сборная, главный ее недостаток — зависимость от настроения и соответственно отсутствие стабильности. Если это преодолеть, все будет в порядке. Лет тридцать назад мы уже пробивались на чемпионат. Почему бы не сделать это еще раз? Я думаю, шансы есть. Футбол популярен, он прогрессирует, его любят. В Израиле чтут день субботний. Только по-разному: одни в синагоге, другие на стадионе, но отношение одно и то же — религиозное.

А на стадион не боятся ходить? Теракты не пугают?

— Может, и боятся, но ходят. Не думаю, что болельщиков на стадионах стало меньше. Та же картина, что и в синагогах. Есть вещи сильнее страха: в одном случае общая молитва, в другом — любимая команда. Когда иерусалимский «Бетар» неудачно выступает, полгорода в трауре.

Люди в кипе в израильских клубах играют?

— Конечно, играют. Большинство израильских футболистов — выходцы из традиционной еврейской среды. Порой футбольная команда в полном составе идет перед матчем к кабалисту за благословением.

Ну и как, помогает?

— Прямо надо сказать: не всегда. Главный раввин Великобритании Джонатан Сакс рассказал мне забавную историю.

О кабалистических благословениях? Они что, и в Англии практикуются?

— Если английские футоболисты и пользуются благословениями, то не кабалистическими. Но история не о том. Главный раввин Англии Джонатан Сакс — ревностный футбольный болельщик. И архиепископ Кентерберийский — тоже. Причем болеют они за одну и ту же команду — за «Арсенал». Поскольку они люди известные, то их футбольные пристрастия тоже хороши известны. Однажды оба они были на матче, и и случилось так, что «Арсенал» проиграл с разгромным счетом. Событие редчайшее! Все были в шоке. Газета «Тайме» опубликовала статью, автор которой не сомневался, что почтенные духовные лица несомненно молились за победу любимой команды (как же иначе!). И вот вам результат! Ничто не демонстрирует тщетность молитв лучше, чем это происшествие. Джонатан Сакс тут же отправил в газету теологическое опровержение. «Не знаю, с какой стати автор сделал такие выводы, — написал раввин, — но они совершенно ошибочны. Я действительно молился о победе «Арсенала». Думаю, то же самое делал и архиепископ Кентерберийский. Ну и что из этого следует? Тщетность наших молитв на том злополучном матче никоим образом не доказывает тщетности молитв вообще».

Почему?

— Да потому что Всевышний болел в тот день за «Манчестер Юнайтед»!

«Новое время»
___________________________________
* Абу-Гош — арабская деревня в десяти километрах от Иерусалима, традиционно дружественная к евреям.
** Мандатная держава — с 1920 года по 14 мая 1948 года Палестина находилась в подмандатном управлении Великобритании
.


ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФОНДА ПИНКУСА
ПО РАЗВИТИЮ ЕВРЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДИАСПОРЕ, ИЗРАИЛЬ