Сегодня евреи на всей планете, не только в Израиле, переживают тяжелые
времена. И поэтому каждый из нас наверняка задавался вопросом: какие свойства
личности могут помочь достойно пережить это время? Несмотря на то, что
существуют специалисты, знающие ответы на все вопросы, а я к таковым себе
не причисляю, все-таки осмелюсь высказать свою точку зрения по этой проблеме.
Что может помочь? Реалистичный взгляд на жизнь. Одна из основных проблем
человека или группы людей состоит в том, что мы никогда не знаем до конца,
что вокруг нас происходит. Но само осознание того, что трудные времена
можно пережить, уже помогает. Это я называю оптимизмом. На протяжении
всей истории у евреев не раз бывали тяжелые периоды, но они выжили.
Философ и математик Лейбниц (1646-1716) в результате своих изысканий пришел
к выводу, что наш мир – наилучший из возможных. С другой стороны, его
современник Вольтер (1694-1778) считал, что наш мир – наихудший из возможных.
С еврейской точки зрения, наш мир – наихудший из небезнадежных миров.
В какой-то степени это оптимистичный взгляд – какая-то надежда есть. С
другой стороны, это не американский оптимизм, когда всегда и всегда «I’m
fine», когда и я в порядке, и ты в порядке, и вообще все в порядке. И
даже если есть трудности, то они кратковременные, а жизнь в целом хороша.
Евреи же, в основном, живут в жестоком мире, и на это есть масса причин.
Они всегда в центре внимания других народов, у них нет настоящих друзей.
Иногда у евреев появляются временные союзники, но можно смело утверждать,
что постоянных друзей у них не было никогда. У государства Израиль, в
частности, бывали лучшие времена, да и евреям в отдельных географических
регионах иногда жилось довольно неплохо. Но подобные явления всегда носили
временный характер. Это значит, что нам всегда следует быть готовыми к
ухудшению ситуации, а государству Израиль – к войне.
Трудно найти на карте мира более неподходящее для Израиля место, чем он занимает.
Поэтому в разрешение конфликта с арабами в обозримом будущем верится с трудом.
Происходит это из-за того, что еврейское государство на двух уровнях – физическом
и эмоциональном – воспринимается нашими соседями как инородное тело. Подобным
образом после имплантации организм пытается отторгнуть пересаженное в него,
и тогда эскулапам приходится изрядно попотеть, чтобы это все-таки не произошло.
Основатель сионизма Теодор Герцль (1860-1904) в свое время выступал за
создание еврейского государства в Уганде. Тогда для некоторых евреев,
лишенных на протяжении двух тысячелетий собственного дома, даже эта африканская
страна выглядела привлекательной. Барон Гирш предлагал переселить евреев
в Аргентину. Однако сегодня после войн и геноцида местного населения в
Африке мало кто из нас согласился бы оставаться в Уганде, да и в Латинской
Америке в настоящий момент отнюдь не спокойно. Можно сказать, что если
выбирать место для еврейского государства, исходя из принципа добрососедских
отношений, то идеальным для него будет Антарктида или даже Луна – в заселенных
местах земного шара у нас повсюду найдутся враги. Рано или поздно еврейская
проблема возникнет в любом случае. В 1825 году Мордехай-Мануэль Ноах основал
на острове Гранд-Айленд, около Ниагарского водопада, город-убежище для
евреев и назвал его Арарат. Однако можно себе представить, что было бы,
если бы там действительно возникло независимое еврейское государство.
Мне приходилось бывать в Хабаровске, который находится относительно недалеко
от Еврейской автономной области, и если бы еврейским государством вдруг
стал Биробиджан, то, я думаю, проблемы не замедлили бы появиться и там.
Вековечная и непреходящая проблема антисемитизма не теряет свою актуальность
и сегодня; мы одиноки в этом мире и всегда и везде будем мешать соседям
как инородное тело. Основатели светского сионизма считали, что если мы
станем «обычным» народом, подобным другим, то антисемитизм исчезнет. В
действительности произошел перенос проблемы антисемитизма с индивидуального
уровня на государственный. Теперь не отдельные евреи мешают жить добропорядочным
гражданам, но целая страна воспринимается как чужеродное образование в
ближневосточном регионе. Современный Израиль находится в таком же незавидном
положении, в котором некогда пребывал отдельный еврей, независимо от его
местожительства, профессии, социального положения и образа жизни.
На протяжении истории выдвигалось множество рациональных и иррациональных
причин для ненависти к евреям. Сегодня все они отошли на второй план,
поскольку теперь евреев в Буэнос-Айресе, Хабаровске или Париже ненавидят
не за образ жизни, не за картавость и не за горбатый нос. Главная причина
антисемитизма во всех точках земного шара – наличие у евреев собственного
государства.
(Продолжение следует)
А. Штейннзальц
Опубликовано в издании "Мекор Хаим ", выпуск 75).