Святость Земли Израиля

Зоя Копельман

Сказано Мудрецами в Мидраше:

Земля Израиля находится в сердцевине мира, а Иерусалим - в сердцевине Земли Израиля, а Храм - в сердцевине Иерусалима, а Святая Святых - в середине Храма, и Ковчег Завета - в середине Святая Святых (Танхума, Кдошим, 10).

Из этого отрывка ясно, что Земле Израиля отводится центральное место в мире, по крайней мере в пространственном отношении. Однако этим не исчерпывается ее особый статус в еврейской традиции. Мы считаем Землю Израиля Святой.

Святым, как мы знаем, Библия многократно называет Бога. Нам это привычно и естественно. Религиозное сознание, казалось бы, предполагает оппозицию Небо - Земля, где святость ассоциируется с небом, символом Божественного, а земля символизирует нас, грешных, наше будничное бытие. Библейский пророк сообщает о Пресвятом Благословенном: Так говорит Господь: небо - престол Мой, а земля - подножие Мое (Исайя, 66:1). Противопоставление неба и земли, или верха и низа как Божественного и человеческого широко распространено и в иудаизме, однако рядом с ним соседствует понятие исключительное: Святая Земля. И хотя им пользуются люди как минимум трех религий, понятие это родилось в наших еврейских священных текстах.

В Библии слово святой, или на иврите кодеш, отделяет определенные места, например, Скинию Завета или приделы Храма, людей, например, коѓенов и левитов, предметы и даже виды пищи, например, хлебы предложения (лехем ѓа-паним), от остальных мест, людей и вещей, называемых на иврите холь, а по-русски - латинским термином профанные.

Поэтому слова Святая Земля Израиля означают, что Земля эта отличается от других земель тем, что не людям принадлежит, а Богу: Моя Земля, говорит о ней Господь (Иезекииль, 36:5; Иеремия, 2:7; 16:18 и др.).

Кроме того, святость этой Земли связана с тем, что она предназначена еврейскому народу. Накануне Синайского Откровения - дарования Торы - Господь обозначил особый статус, а как следствие и особую функцию еврейского народа: будете у Меня царством священников и народом святым (Исход, 19:6). Это вызывающее бесконечные толки и кривотолки избранничество евреев в Торе сформулировано как прямая речь Бога: будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля (там же, 19:5). В этом речении слова народ и земля поставлены в параллель, и Мидраш ее поясняет: Сказал Святой Благословенный: Придут сыны Израиля, которые принадлежат Мне, и унаследуют Землю, которая принадлежит Мне (Танхума, гл. Ръэ).

Так сложилось понятие Святая Земля Израиля.

И еще сказано в Торе: Так говорит Господь: Израиль - Мой сын, Мой первенец (Исход, 4:22). Господь говорит это тогда, когда замыслил вывести наш народ из Египта и, дав ему Свой Закон, привести его в особую Землю, чтобы евреи совершали Ему служение (там же, 4:23). И мы знаем, что Господь Сам служил проводником евреям и привел их в Землю Обетованную, Святую Землю.

Не удивительно, что в еврейском сознании Святая Земля неотделима от слова Израиль, которым, как мы уже писали в других выпусках, обозначается весь наш народ, ведущий свое начало от праотца Иакова. Однако чуть раньше, когда Иакова еще не было на свете, эта земля не называлась Святой, а звалась как будто просто ѓа-арец. Будем выделять это отмеченное определенным артиклем слово заглавной буквой: Земля. Итак, человек услышал о ней от Господа Бога в таком контексте:

И сказал Господь Авраму: Пойди из земли твоей, из родины твоей и из дома отца твоего в Землю, которую Я укажу тебе...

И пошел Аврам, как сказал ему Господь... И взял Аврам с собой Сарай, жену свою, и Лота, сына брата своего... И вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую, и пришли в землю Ханаанскую.

И прошел Аврам по Земле до места Шхем, до дубравы Алон-Море. В Земле жили тогда ханаанеи.

И явился Господь Авраму и сказал: Потомству твоему отдам Землю эту.

(Бытие, 12:1-7; с пропусками).

Интересующее нас слово выделено. Оно появляется в тексте наряду с такими словами как: земля твоя, земля Ханаанская, и в этих случаях написано эрец, а не ѓа-арец. Мы видим, что территориальное понятие словно двоится: Аврам ходит одновременно и по Земле и по земле Ханаанской. Возможно ли такое?

И еще вопрос: ведь Аврам пришел в Землю не из дома, еще прежде взял Терах Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, сына своего, и Сарай, невестку свою, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую (Бытие, 11:31). Отличается ли движение Аврама по воле отца от его движения по воле Бога?

С этой параллели начнем различать две сути. Одна суть - сугубо географическая, земная, она по неизвестной нам причине манит Тераха, она же населена ханаанеями. Другая суть избрана Богом, Он распоряжается ею и Он же направляет к ней Аврама. Эта вторая суть получит наименование Святой Земли Израиля.

Слова Торы: В начале сотворил Бог небо и землю (Бытие, 1:1) Раши комментирует так:

Сказал раби Ицхак: В чем смысл того, что Тора начинается со слов В начале? Сказано (Псалмы, 111/110:6): Силу дел Своих явил Он народу Своему, чтобы дать ему земли семи народов. Ибо если скажут народы мира сынам Израилевым, мол, захватчики вы, потому что захватили земли семи народов, отвечайте им: Тише, вся земля - Божья, Он ее сотворил и Он дал ее тем, кого счел достойным: по Своему желанию отдал вам, по Своему желанию забрал у вас и отдал нам.

И Раши толкует о том же двухуровневом рассмотрении: внизу спорят народы, а вверху царствует Господь, Творец Земли, и Его воля распределяет созданную Им землю. Примечательно, что это поняли и авторы синодального перевода Библии, которые добавили в русский текст специальную вставку, поясняющую слово ѓа-арец: Когда придете в Землю [которую Господь Бог даст вам] и посадите какое-либо плодовое дерево... (Левит, 19:23). Пояснительные слова в квадратных скобках снова связывают Бога, Землю и нас, народ Израиля.

Если так, можно ли сделать вывод, что трансцендентное понятие Земля вытесняет географическое понятие? Послушаем, что говорит Всевышний:

И Господь явился Абраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий... поставлю Завет Мой между Мною и тобой и между потомками твоими в роды их, Завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя, и дам тебе и потомкам твоим после тебя Землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное. И буду им Богом.

И сказал Бог Аврааму: ты же блюди Завет Мой, ты и потомки твои после тебя во всех поколениях.

(Бытие, 17:1, 7-9).

Как видим, Господь не отменяет двоякого описания, только понятие Земля как будто не может быть исчислено, тогда как о земле Ханаанской сказано: вся земля Ханаанская.

И Раши, и цитированный фрагмент Торы говорят о том, что Землю в виде земли географической можно отнять у других народов и отдать евреям во владение вечное. Значит ли это, что изначально еврейского изгнания не предполагалось? Заглянем снова в Тору:

И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их... Но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении. После этого они выйдут с большим имуществом... В четвертом роде возвратятся они сюда. Ибо мера беззакония амореев доселе еще не наполнилась.

(Бытие, 15:13, 14, 16).

Оказывается, амореи, один из ханаанских народов, живших тогда в Земле, еще имели на нее право, поскольку были достаточно чисты перед законом, перед Божьим судом. А евреи? Когда в Земле поселятся евреи, нет ли опасности, что меру их беззакония Господь будет мерить столь же скрупулезно? Каково их право на Землю и на землю?

На первый взгляд можно успокоиться: наше владение Землей вечное. Правда, слово вечный повторено дважды, один раз применительно к союзу евреев с Землей, второй - к их союзу с Богом. Верно ли, что один союз неотделим от другого?

Сказали наши Мудрецы: Три вещи даны условно (при соблюдении условия): Земля Израиля, Храм и Царство Давида (Мехильта, гл. Итро).

А Всевышний сказал Исааку так:

Не ходи в Египет. Живи в Земле, о которой Я скажу тебе. Живи в Земле этой, и Я буду с тобою и благословлю тебя... За то, что Авраам слушался голоса Моего и соблюдал, что Мною было заповедано соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои.

(Бытие, 26:2-3, 5).

За то, что - вот формула условия. Исаак живет в Земле не потому, что она дана ему во владение вечное, а потому, что его отец Авраам был верен Завету. Как же совместить вечное владение и условное проживание? Некоторые раввины предлагают ввести в оборот юридические термины: де-юре и де-факто, т.е. по закону и фактически. Тогда можно переформулировать ситуацию и сказать, что Земля Израиля по закону вечно принадлежит евреям, а фактически может быть у них временно отнята и передана другим, если евреи нарушают верность Завету. Отсюда простой логический вывод: жизнь еврея в Земле Израиля должна быть особенно благочестивой.

На церемонии освящения Первого Храма, когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень, и не могли священники стоять на служении из-за облака, ибо Слава Господня наполнила Храм Господень (I Царств, 8:10-11). Тогда царь Соломон произнес речь, где были такие слова:

Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее этот Храм, который я построил. Но обратись на молитву раба Твоего... Пусть очи Твои будут открыты на этот Храм днем и ночью, на это место, о котором Ты сказал: Мое Имя будет там... Когда народ Твой Израиль будет поражен неприятелем за то, что согрешил пред Тобою, и когда они вновь обратятся к Тебе... Тогда Ты услышь с неба и прости грех народа Твоего Израиля, и возврати их в землю [территорию], которую Ты дал отцам их (там же, 27-29, 33-34; с пропусками).

Соломон определил святость Земли и Храма как места, на которое всегда открыты очи Всевышнего, а также попросил, предвидя изгнания, о возвращении отпавших от Бога и покаявшихся евреев в географическое пространство Земли Израилевой, которое обозначил словом адама. В речи царя Соломона тоже отражается представление об условном пребывании евреев в Земле Израиля.

Есть ли особый смысл в том, что Соломон не называет место, где стоит Храм, Святой Землей? Оказывается, это словосочетание в Библии вообще не употребляется, и вопрос о том, в чем проявляется Святость Земли Израиля, обсуждался во многих раввинистических источниках. Вспоминая о видении Иакова, о лестнице, одним концом упирающейся в Землю, другим достигающей Неба, а Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама... (Бытие, 28:10-19), Мудрецы заключили, что Шехина обитает в Земле Израиля и только в ней, оттого и Храм может стоять только в ней, и пророческим даром человек может быть наделен только в Святой Земле Израиля.

Святость Земли Израиля выражается и в том, что в Торе есть особые заповеди, исполнение которых касается только жизни в этой Земле. Таковы заповеди приношения омера (между праздниками Песах и Шавуот) и приношения бикурим, т.е. первинок (в Шавуот), и шмита, т.е. каждый седьмой год, когда не может еврей обрабатывать землю и собирать с нее урожай, ибо это субботний год Земли Израиля - ее сельскохозяйственные угодья должны быть освобождены от службы человеку. И еще другие заповеди, исполнение которых обязательно для евреев, живущих на Святой Земле, по преимуществу это всякие приношения и отчисления благ на святые нужды. Об этих именно заповедях сказано в Торе так:

Вот постановления и законы, которые вы должны сохранять и выполнять в Земле, которую Господь, Бог отцов твоих, дал тебе в наследное владение, во все те дни, когда вы живете на Земле...Там вы не делайте, как все то, что мы делаем здесь сегодня, т.е. до вступления в Землю Обетованную: каждый - что ему кажется справедливым (Второзаконие, 12:1, 8).

Святость Земли Израиля, как мы видели, связана с еврейским завоеванием Ханаана, и Мудрецы талмудической эпохи различают несколько периодов освящения Земли Израиля: первый - завоевание Земли евреями под предводительством Иисуса Навина, второй - возвращение потомков вавилонских изгнанников в эпоху Эзры (5-й век до н.э.). А есть и такие, кто называет первым периодом освящения Земли приход в нее праотцев. Так или иначе, подобная периодизация породила вопрос: не умаляется ли Святость Земли Израиля в годы изгнания? Мнения талмудистов расходятся. Но каббалист и поэт раби Шломо ѓа-Леви Алькабец (1505-1584) из Цфата, автор пиюта Леха доди, учил:

Многие считали, что ценность Земли Израиля определяется проживанием в ней большого числа евреев, что стоит уйти оттуда евреям, как уж она теряет свою ценность. А происходит подобное мнение оттого, что думали, будто суть Земли Израиля в том, чтоб евреи соблюдали в ней заповеди, а если в ней не соблюдаются заповеди, значит, и ценности в ней нет. Такое мнение ошибочно. Знай же, что совершенство Земли Израиля в ней самой, ибо она - исходная точка творения... пока не стосковались по ней наши праотцы даже в ту пору, когда она была полна язычников. В том-то и есть великое наставление, что совершенство Земли в ней самой... (Бейт ѓа-Леви).

А евреи без Земли Израиля? Есть ли и у них собственное совершенство? Виленский Гаон, раби Элияѓу (ум. в 1799г.), горевал:

В час, когда был разрушен Храм, покинул нас Дух наш, исчез Венец с главы нашей, и остались мы - одно бездушное тело. А изгнание из Земли - могила и трупный червь, и нет у нас силы вырваться из склепа язычников, питающихся нашей плотью. Во всяком месте появились большие и малые иешивы, пока не истлела наша плоть и не разметало наши кости. Но коль были живы мудрецы во Израиле, держалось еще мясо на костях. Только постепенно истлели и самые кости, и не осталось ничего, кроме гнили и праха... И теперь мы надеемся на воскрешение мертвых: встрепенись, восстань из праха... и на то, что снизойдет Дух на нас с вышины (Ликутим, гл. 38).

Эта скорбная картина оскудения еврейских духа и плоти вне Земли Израиля, вероятно, представала также воображению Мудрецов в римскую эпоху. Это они, пережившие падение Храма и Иерусалима, окончательно оформили слова нашей молитвы, и с тех пор евреи в изгнании каждодневно поминают Землю Израиля и просят о своем и Божьем возвращении в ее географические пределы:

...собери нас вместе со всех четырех концов света... И в Иерусалим, город Твой, в милосердии вернись, и поселись в нем, как Ты о том говорил, и построй его вскорости, в наши дни - построй навечно, и престол Давида побыстрее в нем утверди (молитва Амида).

Связь народа Израиля и Земли Израиля осмысляется евреями как порядок, установленный Богом и зиждущийся на Его любви:

Сказал Пресвятой Благословенный Моисею: Вот Земля мила Мне, как сказано (Второзаконие, 11:12: Земля, о которой Господь, Бог твой печется непрестанно), и Израиль мил Мне, как сказано (там же, 7:8: Но потому, что любит вас Господь), - введу Я милый Мне Израиль в милую Мне Землю (Мидраш Бемидбар раба, 23).

Но не все так умилительно. Сказал раби Шимон бен Йохай:

Три замечательных подарка дал Пресвятой Благословенный народу Израиля, и все их тот получает не иначе, как в муках. Вот они: Тора, Земля Израиля и Грядущий мир (Талмуд, Брахот, 5а).

Не странно ли? Если подарки, то отчего же получает в муках? Постигая природу человека, наши Мудрецы пришли к выводу: Человеку лучше получить одну вещь в горестях, чем сто - с легкостью (Авот раби Натана, 3:6). А в пример привели первого человека, Адама, которому райская жизнь без огорчений сделалась невыносима.

Почему р. Шимон бен Йохай поместил физическую Землю среди таких духовных понятий, как Тора и Грядущий мир? Снова приходится признать, что Земля Израиля - это еще и понятие метафизическое. Милая Богу Земля Израиля - особая Земля, как сказано: Истинно, Господь присутствует в этом месте, а я и не знал... Как страшно это место! Это не что иное, как дом Божий, врата Небесные (Бытие, 28:16-17). Это открытие принадлежит праотцу Иакову, видевшему в Бейт-Эле во сне лестницу и ангелов на ней. Вслед за Иаковом оно подтверждалось многими. Об этом свидетельствуют высказывания великих евреев о любви к этой Земле даже тогда, когда она была заброшена и уныла. Мудрецы Мишны и Талмуда увлекались обсуждением чудесных достоинств Святой Земли, например: Воздух Земли Израиля умудряет (Талмуд, Бава-Батра, 128а). Было отмечено, что все пророчествовавшие обладали этим даром лишь в Земле Израиля или потому что были связаны с нею. Мудрецы постановили: Всегда следует жить в Земле Израиля, даже если в твоем городе большинство жителей неевреи, и не жить вне Земли Израиля, даже в городе, где большинство жителей евреи (Талмуд, Ктубот, 113). Или так: Лучше ночевать в пустошах Земли Израиля, чем ночевать во дворцах вне этой Земли (там же). Известно, что прибывая издалека в Святую Землю, самые мудрые и ученые евреи лобызали камни и простирались ниц на пыльной пересохшей почве. Постороннему наблюдателю этого не понять. Видимо, привлекательность Земли Израиля не столько в том, что постигают органы чувств, сколько в некоей иррациональной прелести, внятной лишь избранным.

Но поскольку эти немногие составляли для нас правила Ѓалахи, то и мы как будто можем насладиться непостижимой Святостью Земли. Известно, что где бы ни жил еврей, он просит дождя в сезон дождей в Израиле и не просит дождя, когда в Израиле лето. Спрашивается, почему? Потому, что если бы он просил дождя, когда дожди нужны в том крае, где он находится, получилось бы, что тот край - его страна, а так он воспринимает себя временным постояльцем в том крае, и сердце его заботится о Земле Израиля (Мишна раби Элиэзера).

Сердечная забота о Земле Израиля - вот отражение Святости этой Земли в еврейском народе. Евреи диаспоры всегда жертвовали на содержание тех, кто жил и молился в Святой Земле, даже если для этих денег приходилось тяжко трудиться, а еврей в Иерусалиме или Цфате жил на них и не помышлял о производительном труде.

И еще есть обычай у евреев приезжать под старость в Землю Израилеву, чтобы быть похороненным в ней. А если человек богат, то завещает после смерти отправить его тело в Святую Землю и в ней предать погребению. Почему? Корни этого обычая уходят в Библию, в видение, которое было пророку Иезекиилю, где описано воскрешение из мертвых на поле, усеянном сухими костями:

Кости сухие! Слушайте слово Господне! Так говорит Господь Бог костям этим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я - Господь... ...и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои - весьма великое полчище. И сказал Он мне: сын человеческий! Кости эти - весь дом Израилев... Я открою могилы ваши и выведу вас, народ Мой, из могил ваших... и оживете, и помещу вас на Земле вашей (Иезекииль, гл. 37).

Вера и надежда на описанное воскрешение двигала евреями в их желании быть похороненными в Земле Израиля. Но не все желания может человек претворить в жизнь. И тогда появился обычай привозить в диаспору прах Земли Израиля - мешочек почвы, которую еврей берег как зеницу ока и наказывал высыпать ему в могилу. Эта горсть праха приравнивала его к счастливцам, похороненным в Земле Израиля, ибо осеняла его святостью той Земли.

Как соотносятся жизнь человечества и Святость Земли Израилевой? Наш современник, израильский раввин Мордехай Бройер, пишет:

Сказано в Торе, что Лот отделился от Аврама и выбрал себе местом обитания долину реки Иордана и город Содом в ней, а Аврам поселился в земле Ханаанской (Бытие, гл. 13), и что Эсав поселился на горе Сеир, Эсав он же Эдом (там же, 36:8). И поселился Иаков в земле проживания отца своего, в земле Ханаанской (там же, 37:1). На основании сказанного проясняется значение земель, которые даны, с одной стороны - Аврааму и Иакову, а с другой - Лоту и Эсаву. Ибо Господь положил границу между ними: земли с западной стороны от реки Иордана и от равнины, что южнее Мертвого моря, даны Аврааму, Исааку и Иакову; земли к востоку от реки Иордана и от равнины, что южнее Мертвого моря, даны аммонитянам, моавитянам и эдомитянам - потомкам Лота и Эсава. И граница, разделяющая эти земли, есть не что иное, как граница между святым и будничным, между светом и тьмою, между народом Израиля и другими народами. И непрестанная борьба между населением с разных сторон этой границы есть борьба святого и несвятого ...отражение изначально присущей этому миру двойственности - сосуществованию добра и зла, чистого и нечистого.

Поэтому когда народ Израиля пришел наследовать свою Землю, Господь предостерег их, чтоб они не завоевывали себе земли Эдома, Моава и Аммона. Ведь сказанное отцам верно и в отношении их потомков. Евреи имеют право на земли тех народов, только если те сами их отдают. Ибо борьба между двумя сторонами обязана длиться, пока двойственность господствует в этом мире и пока добро борется со злом... До тех пор, пока мир существует под властью двойственности, невозможно упразднить границу между добром и отделенным и между тем, что вне их. Однако в будущем Господь будет царствовать над всею землею, и Он и Имя Его будет одно. И когда на смену двойственности утвердится единство, исчезнет граница между добром и злом. Ибо добро будет господствовать по обе стороны границы, а ночь будет светлой как день (Пиркей моадот, 1993, с. 283-284; выделено в подлиннике).

Но пока двойственность присуща нашему миру, двоится и представление о Земле Израиля. Ведь как иначе понять знаменитые слова раби Нахмана из Браслава: В какое бы место я ни шел - я иду в Землю Израиля? Сохраняя за Землей Израиля ее универсальную святость, можем предположить, что р. Нахман говорил о деятельном добре, которое можно творить в любой точке земного шара. Это деятельное добро распространяет Святость Земли Израиля в мире и приближает нас к ситуации, предсказанной пророком Исайей:

Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и Слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма накроет землю, и мрак - народы; а над тобою воссияет Господь... И придут народы к свету твоему, и цари - к восходящему над тобою сиянию. Возведи очи твои и посмотри: все они собираются, все идут к тебе... Не слышно будет более насилия в земле твоей, опустошения и разорения - в пределах твоих... но Господь будет тебе вечным светом, и окончатся дни сетования твоего. И народ твой будет праведный, навеки наследует землю (Исайя, гл. 60).

Содержание

Ваша оценка этой темы
1 2 3 4 5
           
Купить картины для интерьера недорого тут. . http://shans-centr.com.ua/alcoholismtreatment/