Выберите нужный месяц в выпадающем меню и нажмите V,
в правом меню появится соответствующий ему номер журнала.
Другие разделы сайта выберите в выпадающим меню.

№ 73


ФИЛОСОФИЯ

ДАРОВАНИЕ КНИГИ

Д-р Йона Шнайдер

Похоже, что мы живем в самом конце эпохи книг, на смену которой пришла эпоха компьютеров. Для современной молодежи уже далеко не очевидны такие еще недавно неоспоримые утверждения, как, например, «книга – лучший подарок» или «не имея возможности обуть детей, их все же можно воспитать, а вот без книг это невозможно». Правы или нет те, кто предрекает полное или частичное исчезновение книги, покажет время. Тема, которая меня интересует, относится к этой проблеме лишь косвенно. В дни перед праздником Шавуот я бы хотел предложить вам задуматься над тем, почему Тора была дарована в форме письменного текста.

Разумеется, мы не должны забывать, что не все Учение было дано нам Всевышним в виде книги, что оно состоит из двух взаимосвязанных, дополняющих друг друга частей – письменной и устной. Обычно, раскрывая взаимосвязь между ними, говорят о том, почему наряду с Письменной Торой необходима и Устная. Я же хочу рассмотреть эту проблему с несколько другой стороны. В чем смысл и значение того, что наряду с Устным Законом существует и Письменный.

Думаю, нет необходимости особо говорить о том влиянии, которое оказывала и продолжает оказывать Тора на наше отношение к мирозданию, ко всему, что нас окружает. Неспроста представители других культур издавна называют евреев «народом Книги».

Впервые слово «книга» упоминается в Пятикнижии в описании родословной Ноаха («Брейшит», 5:1): «Это – книга, [в которой перечислены] потомки Адама» (букв. «порождения Адама»). Один из последующих фрагментов начинается с похожей фразы: «Это – потомки Ноаха». А затем называются имена трех сыновей Ноаха: Шем, Хам и Ефет. Нетрудно заметить существенное отличие этих стихов друг от друга: во втором отсутствует слово «книга». Этой теме посвящено множество комментариев.

По мнению наших учителей, слова «это – книга» намекают на особую важность генеалогии Ноаха – родоначальника нового человечества, возрожденного после потопа. Русским словом «книга» переводят слово сефер, первоначальное значение которого «письмо», «послание».

Более того, мидраш видит в словах «это – книга» намек на всю Тору. А мудрец Бен Азай считал, что фраза, в которую они входят, раскрывает фундаментальную основу всей Торы. При этом он спорит с самим р. Акивой, считавшим подобным «общим знаменателем» Торы повеление «люби ближнего своего, как самого себя».

Почему Бен Азай придавал такое большое значение словам о книге? Некоторые считают, что великий мудрец хотел тем самым подчеркнуть, что Тора говорит обо всех людях, об общих для них ценностях. Другие отмечают, что он видел в этих словах свидетельство уникальности нашего происхождения – ведь в продолжение фразы сказано: «…в день сотворения Б-гом человека по подобию Б-га Он создал его». И именно это должно определять поведение людей и отношения между ними.

Рабейну Бахья объяснял, что под «книгой» имеется здесь в виду Высшая мудрость. И всю фразу следует понимать так: «Это – книга (о том), что "порождением" человека должна была стать Мудрость». Иными словами, изучение Торы важнее, чем даже исполнение заповеди о продолжении человеческого рода.

Возвращаясь к словам Бен Азая, напомним, что даже среди великих ученых своего времени этот законоучитель выделялся любовью к занятиям, которым посвятил всего себя без остатка. Он не был женат и, отвечая на недоуменные вопросы по этому поводу, оправдывался своей всепоглощающей страстью к учебе. Когда этот подвижник умер (он был еще молод и не успел получить звание «раби»), мудрецы сказали, что после его смерти не осталось по-настоящему прилежных учеников.

Если Бен Азай и рабейну Бахья указывают на связь Книги книг с Творцом, с Высшей мудростью, то Рамбан (раби Моше бен Нахман) подчеркивает роль и место человека в ней. Только ему дана в этом мире свобода выбора, и Книга свидетельствует о том, как он пользуется этим даром.

В комментарии «Ор ѓа-хаим» говорится, что значение родословной потомков Адама заключается в том, чтобы показать, что падение человека с высоты, на которой он находился в момент Творения, – это результат его ошибок и заблуждений. В этом русле объясняет предназначение всей Торы раби Шимшон-Рефаэль Ѓирш. Книга, по его мнению, – это хроника воспитания человечества. Поэтому и называется она «Тора» – учение, поучение, наставление.

Книга нужна для того, чтобы сохранить память о важнейших исторических событиях. После победы Йеѓошуа над Амалеком Моше получил повеление записать об этом в Книгу. И впоследствии переломные моменты борьбы с потомками Амалека и его последователями были зафиксированы в разных местах Танаха. Задачи исторического свидетельства и воспитания неразделимы; исторические события служат предупреждением новым поколениям и помогают им сделать правильный выбор.

То, что наши учители выделяют разные аспекты Книги – Высшую мудрость и дела человеческие, – не следует воспринимать как полемику между ними. Различные подходы дополняют друг друга и подводят нас к более широкому взгляду на предназначение Книги. Она отражает встречу и единство, казалось бы, противоположных начал: конечного и бесконечного, Высшей мудрости и человеческого разума, Провидения и свободы воли человека. В ней содержатся и пророческие послания, и исторические хроники.

Все это стало возможным во многом благодаря тому, что важнейшая часть Учения была записана, хранилась, передавалась и изучалась из поколения в поколение в виде книги, открытой для всех. Раби Шимон бар Йохай говорил: «Есть три короны: корона Торы, корона священнослужения и корона царствования» («Авот», 4:13). И сказано в Талмуде: «Короны священнослужения был удостоен Аѓарон, короны царствования – Давид, а венец Торы доступен каждому, кто пожелает…» (Иерусалимский Талмуд, «Йома», 72б).



ВОПРОСЫ К РАВВИНУ

При каких исторических условиях и почему еврейство стало определяться по материнской линии?

Еврейство определяется по материнской линии с 6-го сивана 2448 г. от сотворения мира (1312 г. до христианской эры), когда на горе Синай евреям была дарована Тора. Все присутствовавшие при этом событии, в том числе и присоединившиеся к сынам Израиля представители других народов, заключили Союз с Творцом, включающий в себя указание о принципах наследования еврейства: евреем является человек, рожденный от матери еврейки, а также тот, кто добровольно принял на себя обязанность служить Всевышнему вместе с еврейским народом.

Попробуем проиллюстрировать эту двойственность передачи еврейства историческим примером. В прошлом на Руси существовало дворянское сословие, в обязанности которого входила миссия охраны престола и отечества. Сословное дворянство передавалось по наследству. Но кроме этого существовало еще и пожалованное дворянство для выходцев из других сословий, для тех, кто был готов исполнять свою миссию несения царской службы и заслужил это. Таким образом, с одной стороны, дворянство наследовалось, с другой стороны, к нему могли примкнуть достойные нести эту почетную обязанность.

Еврейство всегда передавалось теми же, что и дворянство, двумя путями. Непосредственно в тексте Торы содержится косвенное указание на наследование еврейства по материнской, а не по отцовской линии: «И не роднись с ними: дочь свою не отдавай за сына его, и его дочь не бери за сына твоего. Ибо отвратит это сына твоего от Меня и будут они служить иным божествам…» («Дварим», 7:3) Поскольку, согласно тексту, об уходе из еврейства говорится по отношении к сыну, наши мудрецы, благословенна их память, видели в этом фрагменте подтверждение устному преданию. Прямое указание на то, что еврейство передается по материнской линии, приведено в 10-й главе Книги Эзры. Уже в те времена этот принцип наследования был очевиден для всех евреев.

В определенном смысле можно утверждать, что до дарования Торы не существовало такого понятия как «еврей». До Синайского Откровения народ, пребывавший долгие годы в египетском плену, называли бней-Исраэль – «сыны Израиля». Ѓалахическое определение еврейства возникло только после дарования Торы и с этого момента распространяется на потомков тех, кто стоял у горы Синай. Еврейство – не национальность. Это метафизическая общность людей, несущих определенную миссию, призванных стать инструментом для исполнения и реализации Б-жественного замысла.


ХАСИДСКИЕ ПРИТЧИ

ЗАБВЕНИЕ И ПАМЯТЬ

– Забвение лежит у порога изгнания, а память – у истока избавления, – говорил Бешт.

ИЗ ТЕСНИН

Сказал раби Симха-Бунем:

– Всевышний оставляет Небеса, чтобы приблизиться к человеку и говорить с ним лицом к лицу. Как сказано: «С Небес [спустился Я] говорить с вами». А что может сделать человек, чтобы ответить на зов Всевышнего? Сказано: «Из теснин воззвал я ко Всевышнему». Не может человек оторваться от земли навстречу Всевышнему, спускающемуся к нему с Небес. Но он, по крайней мере, должен выйти из «теснин» повседневности.

КОНЕЦ МОЛИТВАМ!

Семьдесят второй псалом Давида кончается словами: «…и наполнится славой Его вся земля... Завершились молитвы Давида, сына Ишая».

Сказал об этом раби Леви-Ицхок:

– Во всех молитвах, произнесенных евреями с незапамятных времен, они просили одно и то же: чтобы присутствие Всевышнего в мире стало явным. Когда это, наконец, случится, то откроется миру «слава Его» и не будет больше нужды в наших молитвах.

ПОДНЯТЬСЯ ВЫШЕ АНГЕЛОВ

Спросили раби Лейбеле Игера:

– Ты многие годы учился у раби из Коцка. Чему же ты научился там? Разве спустились для тебя ангелы с неба или ты, плоть и кровь, поднялся на Небеса при жизни?

– У раби Мендла я научился отличать ангелов от людей: ангелу не дано стать человеком, человек же силой желания может подняться выше тех уровней Небес, где обитают ангелы, и оказаться лицом к лицу с Творцом.

ХОРОШЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛОШАДЯМ

Когда ехал раби Зеэв-Вольф на телеге, он запрещал кучеру стегать лошадей.

– И проклинать их не следует, – говорил Ребе, – надо уметь разговаривать с ними.

БЫТЬ СУДЬЕЙ?

Раби Зеэв-Вольф не замечал ни в ком дурных черт, всех он называл праведниками. Поссорились как-то два еврея. Обратились люди к Ребе с просьбой, чтобы он защитил правого от виноватого.

– Они оба – достойные люди. Кто посмеет быть судьей в споре двух праведников! – ответил Ребе.

РАВВИНЫ И «ВЕРООТСТУПНИКИ»


Во Львове собрались знаменитейшие раввины поколения, чтобы обсудить падение нравов. «Многие молодые люди оставили древние обычаи, стали одеваться в нескромные одежды, стричь бороды и пейсы – вот-вот перестанут быть евреями, – говорили они. – Надо удалить из стен здания крошащиеся камни, чтобы оно не рухнуло. Необходимо принять решительные меры против вероотступников, лишить их права обращаться в еврейский суд».

Решение было принято, но в ход его не пустили до тех пор, пока раби Зеэв-Вольф не поставит под ним свою подпись.

– Неужели вы думаете, что вас я люблю больше, чем их?! – спросил Ребе раввинов.

Постановление львовского форума так и не было разослано в общины.

ПОМОЩЬ

Однажды встретился раби Зеэву-Вольфу в дороге бедный молодой хасид и попросил его о помощи.

Поискал Ребе в кошельке, вынул монетку, взглянул на нее и положил обратно. Вынул монетку поменьше и протянул смущенному бедняку.

– Не смущайся, юноша, – сказал он хасиду, – и не ожидай многого.

Повернулся тот и пошел, склонив голову. Остановил его раби Зеэв-Вольф и спросил:

– О чем это ты задумался?

– Я научился из ваших слов пути служения Всевышнему: не смущаться и не ожидать многого.

– Именно это я и имел в виду, – сказал Ребе.


ИНТЕРВЬЮ С РАВВИНОМ

ПО ТОРЕ И ПО ПОНЯТИЯМ

Слабость к деньгам – это не порок, а искушение. Если верить раввину Адину Штейнзальцу, то и с ним можно бороться

Раввин Адин Штейнзальц отвечает на вопросы Анны Рудницкой

Об общих аспектах проблемы Адин Штейнзальц рассказал в интервью корреспонденту «МН»:

– Первое и очень важное положение: религия предписывает еврею соблюдать закон той страны, в которой он живет. Это не просто гражданский – это его религиозный долг. Однако есть исключения. Нужно соблюдать закон, но не беззаконие. Если в стране грабительские законы, то это обязательство теряет силу.

– Кто определяет, насколько хороши законы?

– Собрание раввинов. Например, в царской России была черта оседлости – явно дискриминационная по отношению к евреям мера. Многие евреи тем не менее выбирались жить в столицы. Раввины им этого не запрещали. В Америке один молодой человек, который не хотел участвовать в войне во Вьетнаме, обратился в раввинский суд Бостона с просьбой признать войну незаконной. Правда, к чести того суда стоит сказать, что, пока он рассматривал дело, война закончилась.

– Про современное российское законодательство что скажете?

– Чудесное законодательство. Единственная проблема – что никто его не соблюдает.

– Кроме уважения к Уголовному кодексу, есть какие-то еще обязательные к соблюдению правила?

– Как только мы разобрались с законом, дальше начинается как раз область этики – тех норм, за нарушение которых отвечают уже не перед судом. Есть в иудаизме такое понятие, как «воровство со знанием». Например, если вы рекламируете свою пищевую добавку и говорите, что от ее употребления все поумнеют, то вы непосредственно нарушаете закон о рекламе, который запрещает вводить потребителей в заблуждение. Чтобы соблюсти закон, вы можете сказать, что ваша пищевая добавка лучше всех других добавок. Этого нельзя проверить, этим вы не сообщили заведомо недостоверной информации. Но с точки зрения еврейской этики это называется «воровство со знанием», и оно запрещено.

– Любая реклама – это «воровство со знанием». Как же тогда вести торговлю?

– В Талмуде есть история про одного раввина, жена которого держала рыбную лавку. Однажды жены не было дома, и за продавца в лавке остался сам раввин. Когда к нему пришел покупатель и попросил селедки, раввин сказал ему: «Ты знаешь, моя селедка хорошая, но у соседа в лавке за углом она еще лучше – сходи к нему...»

– Вы хотите сказать, что это и есть пример для подражания?

– Нет, потому что дальше в Талмуде написано, что раввин должен оставаться раввином, а торговать селедкой лучше его жене. Но это иллюстрация того, что есть некое высшее воплощение этических законов – внутреннее благородство, которое присуще не всем, но к которому стоит стремиться.

– Как же, однако, быть продавцу пищевых добавок?

– Чтобы не нарушить ни уголовных, ни этических законов, ему достаточно просто сказать, что его добавка – хорошая.

– Женщина, которая красит волосы или пользуется косметикой, тоже совершает «воровство со знанием»? Ведь она намеренно вводит окружающих в заблуждение.

– Хороший вопрос. Но ответ на него – нет. Во-первых, потому что женщина таким образом не участвует в бизнесе. А во-вторых, потому что всегда следует иметь в виду фон, на котором происходят события. Женщина не совершает «воровство со знанием», потому что окружающим уже известно, что женщины красят волосы и пользуются косметикой – и потому таким образом она никого не способна обмануть. Ведь и одежда тоже зачастую скрывает тело таким образом, что оно выглядит совсем не так, как в обнаженном виде. И только мужчины в силу своего идеализма верят, что и под одеждой все окажется так же прекрасно, как снаружи...

– Вы называете это идеализмом?..

– Некоторые называют это глупостью. Но я склонен считать это идеализмом.

– Значит, если все окружающие знают, что ты врешь, то это уже не считается обманом?

– Мы живем в мире лжи – так хасидизм называет существующий мир. Наш мир пропитан ложью, которая не подпадает ни под какие законы, кроме собственно человеческих. И это давний спор, который ведется со времен Талмуда: нужно ли принять ложь как составляющую мира, смириться с ее существованием? Вот конкретный пример: допустим, я накануне свадьбы узнал чтото плохое о невесте. Нужно ли мне во время свадьбы подойти к жениху и сообщить ему об этом? По законам иудаизма, у еврея нет религиозной обязанности в таком случае говорить правду. Скажу больше: как-то ко мне пришла девушка, которая собиралась замуж, и я объяснил ей, что брак – это не судебный процесс, и ей совсем не обязательно всегда говорить мужу правду, правду и только правду, ибо для брака это вещь нездоровая, чреватая и опасная. Через полгода я встретил на улице ее мужа. По его нездоровому взгляду я понял, что девушка не послушалась моего совета. Еще через полгода они развелись.

– Где гарантия, что «ложь во спасение» не превратится просто в ложь ради удобства?

– Это всегда вопрос личного выбора, личной ответственности – который и есть главный вопрос этики. Расскажу вам историю одного бизнесмена, которую я услышал в Англии. Он как раз искал совета у раввинов, когда попал в такую ситуацию. Некая компания, производившая не важно что, вдруг решила, что ей дешевле и выгоднее перенести часть производства в Китай. Его наняли в качестве переговорщика для заключения договора с китайскими партнерами, однако когда он приехал на место и увидел, в каких ужасных условиях трудятся там рабочие и чем достигается такая дешевизна, то его одолели сомнения. С одной стороны, он профессионал и должен сделать свою работу – подписать контракт. С другой стороны, тогда получится, что он помогает эксплуатации этих людей... Это очень непростой выбор. Никакие юридические законы уже не действуют – это только вопрос совести.

– Вам приходилось слышать о подобных проблемах российских бизнесменов?

– У меня есть подозрение, что для них пока главные другие проблемы. Разговор о деловой этике начинается тогда, когда заканчиваются проблемы с Уголовным кодексом. Однако мне трудно винить их за то, что их бизнес менее цивилизован, чем в других странах, в Европе или Америке. Многое зависит от общества, в котором ты существуешь. Если живешь в джунглях, то довольно тяжело думать об этических проблемах – тебя просто съедят.

– А что в результате решил тот человек, побывавший в Китае?

– Насколько я знаю, он перепродал права на ведение сделки другому адвокату.


ПРОЕКТЫ И ПРОГРАММЫ ИНСТИТУТА

Программа еврейского заочного самообразования «Лимудим»

Если вы хотите подробно ознакомиться с миром иудаизма, с еврейскими источниками, однако не располагаете необходимым для этого свободным временем, коллектив Института изучения иудаизма в СНГ под руководством раввина А. Штейнзальца (Эвен-Исраэля) разработал для вас специальный проект. Программа еврейского заочного самообразования «Лимудим» предназначена для этой цели – помочь тем, кто стремится самостоятельно и глубоко изучить еврейскую философию и традицию. Свои первые шаги она сделала в странах СНГ в рамках движения за возрождение культуры и традиций восточно-европейского еврейства «Шаг вперед – шаг к себе», инициатором и духовным руководителем которого является р. Адин Штейнзальц.

С апреля 2000 года мы приступили к учебе и в Израиле. Участники программы регулярно получают брошюры, содержащие фрагменты источников и комментариев, статьи р. Штейнзальца, краткую библиографию и направляющие вопросы по теме изучаемых пособий. В рамках проекта разработаны несколько курсов, среди которых «Тора. Имена и судьбы», «Танах о падении и возрождении Иерусалима», «Агада в Талмуде». Первый из них знакомит нас с отрывками из Торы, повествующими о праотцах и праматерях нашего народа. Второй курс посвящен изучению пророческих книг, в основном пророчествам Ирмеяѓу. Перед тем, как приступить к изучению этих курсов, участникам программы рекомендуется ознакомиться с содержанием брошюры «Введение в Танах». Центральную часть третьего курса составляют отрывки из Агады, которые приводятся на языке оригинала и в переводе на русский язык. Наряду с ними пособия содержат комментарии, раздел, включающий разбор структуры текста и его углубленный анализ, а также дополнительные и справочные материалы. Мы не выдвигаем в качестве обязательной для всех задачи проработку пособия и выполнение заданий в короткий срок, хотя некоторые делают именно так, что помогает им приступить к чтению источников, уже владея определенными базовыми знаниями о них.

По завершении учебного курса (при наличии выполненных контрольных работ) участник программы получает свидетельство о его окончании. В странах СНГ до сих пор выданы около 500 таких свидетельств, в Израиле – около 40.

Наряду с учебными пособиями участники программы «Лимудим» получают периодические издания, которые выпускает в свет Институт изучения иудаизма, материалы к праздникам и памятным датам еврейского календаря. Кроме этого, у них есть возможность получить квалифицированную консультацию по интересующим их вопросам, связанных с еврейским образом жизни и еврейской философией, которые выходят за рамки программных учебных материалов.

Согласно нашей базе данных, на территории стран СНГ по программе «Лимудим» учатся примерно 2600 человек. Это, прежде всего, Россия, Украина, а также страны Средней Азии, Кавказа и Балтии. По этим же материалам занимаются группы учащихся проекта «Байт ле-мидраш», что составляет еще 1500 участников, группа «Бейт-бина» – около 300 человек.

Работа на ниве еврейского заочного самообразования в Израиле ведется в нескольких направлениях: учеба по переписке, занятия в группах под руководством аудитора, учеба через Интернет. В общей сложности в рамках проекта занимаются около 200 участников. Координаторы проекта поддерживают связь с учащимися, оказывают им помощь в изучении пособий, а также отвечают на интересующие их вопросы. В нашей работе мы стараемся сочетать заочное образование с обычными занятиями в аудитории. Интересным в этом плане является опыт координатора нашего проекта из Ашдода Веры Юфедовой, которая раздает участникам программы брошюры для изучения и проработки. В ходе знакомства с материалом люди могут обращаться к ней за разъяснением непонятных фрагментов по телефону. Следующим этапом является совместное полуторачасовое занятие, на котором разбираются наиболее часто встречающиеся вопросы, обсуждаются пути их решения и т. д. В настоящее время институт работает над распространением такого опыта.

Кроме этого, в рамках сочетания очной и заочной учебы участники программы приглашаются на все публичные мероприятия, которые проводятся под эгидой Института изучения иудаизма. Это и семинары, и педагогические чтения, и встречи с раввином Штейнзальцем, на которых они могут не только послушать лекции или принять участие в дискуссии на заданную тему, но и приобрести книги и пособия, изданные институтом, по особым ценам. В ближайшее время планируется проведение всеизраильского съезда участников программы «Лимудим».

Дополнительную информацию о программе «Лимудим» можно получить по тел.:

в Москве:
(095)-915-31-65, факс (095)-915-31-61 (координатор - Л. Гусарова)

в Иерусалиме:
(02)-624-27-11, (02)-624-44-31 (координатор - В. Ландсман),

а также на сайте института >>

Подпишитесь на лист рассылки и получайте издания «Мекор Хаим в формате PDF!

Вернуться


ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФОНДА ПИНКУСА
ПО РАЗВИТИЮ ЕВРЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДИАСПОРЕ, ИЗРАИЛЬ