(Выберите нужный месяц в выпадающем меню и нажмите V,
в правом меню появится соответствующий ему номер журнала).

№ 71

ПЕСАХ

Момент истины

Давид Палант

Люди любят маски. Свидетельство тому - карнавалы, которые постоянно проводятся по всему миру. Евреи не являются исключением. Они раз в году тоже проводят свой еврейский карнавал - в Пурим; и, надо признать, получается это у них довольно неплохо. Правда, на следующий день весь реквизит возвращается в комод, а жизнь - на круги своя...

Вся беда в том, что многие из нас не довольствуются тем, что традиция предписывает делать в Пурим, и тогда карнавал становится перманентным - смыслом нашей жизни, своего рода служением идеологии «маскарада». Какие маски мы при этом надеваем? Ну конечно же, неевреев! Не впадая в излишнюю серьезность, можно сказать, что у нас это передается по наследству. Так, праотцу Яакову, чтобы получить отцовское благословение, пришлось переодеться в Эйсава.

Однако присущую нашей жизни карнавальность благословением не назовешь. «Всегда быть в маске» противоречит самому смыслу еврейского существования. Евреи остаются самими собой только в силу своей обособленности от других народов, и в этом - оправдание их отчуждению от других. Слова Бильама: «...вот народ, живущий отдельно...» («Бемидбар», 23:9) - не метафора, а констатация факта. Мудрецы объяснили, почему Тора называет патриарха Авраѓама иври (еврей; букв. «перешедший»): «Весь мир [остался] на одном берегу, а он [перешел] на другой» («Брейшит раба», 42:8). Однако во все времена мы пытались, да и продолжаем пытаться, перейти реку в обратном направлении, вновь стать такими, как все, полагая, что эти все отведут глаза, забудут прошлое, простят «отступничество», примут нас в свои ряды. Нет числа примерам из прошлого и настоящего, которые доказывают обратное: мы отличаемся от других, а когда пытаемся быть похожими, все равно никто не собирается любить нас и заключать в свои объятия. Может быть, кому-то это неприятно осознавать, но это - факт. Корень слова йеѓуди («иудей») образован от слова ѓодаа, означающего как «благодарность», так и «признание». Быть евреем означает признать свою «инакость», взглянуть в зеркало и осознать, что отражение в нем, нравится это нам или нет, адекватно передает нашу сущность.

Следующий за Пуримом праздник, Песах, назван так в память о жертве, которую евреи принесли при выходе из Египта. Этимология слова песах возводится к глаголу пасах - «миновать», «пропустить»: «И когда скажут вам сыновья ваши, что это за служение у вас? Скажете: это жертва пасхальная Б-гу, который миновал дома сынов Израиля, когда поразил он египтян, а наши дома спас» («Шмот», 12:26,27). Дверные косяки своих жилищ евреям было велено пометить кровью ягненка, чтобы смерть, постигшая в ту ночь египетских первенцев, миновала дома сынов Израиля.

Однако раньше, еще когда Яаков спустился с семейством в Египет, Йосеф получил от фараона землю Гошен, чтобы евреи могли жить отдельно от коренного населения страны. А если так, то зачем было евреям помечать свои дома?

Наши желания очень часто расходятся с реальностью. Со временем сыны Яакова начали расселяться по всему Египту, смешиваться с местным населением. Причем ассимиляция евреев, начало которой было положено именно тогда, была и культурной, и духовной. Мидраш («Шмот раба»; 1:8) говорит об этом так: слова

«Г-споду изменили они, ибо чужих детей породили...» («Ѓошеа», 5:7) - означают, что после смерти Йосефа евреи прекратили делать детям обрезание, сказав: будем как египтяне. И тогда Г-сподь обратил любовь египтян к евреям в ненависть: «И вселил Он в сердца их ненависть к народу Своему...» («Теѓилим», 105:25)». Уже в Египте наши предки хотели быть «нормальными», такими, «как все». Отказаться от заповеди обрезания, знака своей уникальности, по сути, совершить предательство. Безусловно, все это им не помогло. Египтяне оказались не глупее других наших врагов, которых было немало на протяжении истории. Ненавистники потомков Яакова всегда помнят о том, о чем многие из нас предпочитают не вспоминать: еврей всегда остается евреем.

Ненавидимые и порабощенные, рассеянные среди египтян, сыны Израиля стояли перед выбором: «...жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятье, - избери же жизнь, чтобы жил ты и потомство твое» («Дварим, 30:19). Конкретное действие, которое требовалось от них, было сопряжено с немалым риском: животные, предназначенные в жертву, были для египтян божествами! Да еще требовалось пометить кровью ягнят притолоки и косяки - может ли быть большая наглость? И все же они сделали верный выбор, исполнили заповедь, «перешли на другой берег».

Всевышнему не нужны знаки на домах; Он и без того знает, где живет еврей, а где - египтянин. Но Ему было важно проверить, кто из нас способен признаться самому себе в том, что он - еврей, и во всеуслышание объявить об этом. В двойственности смысла слова песах (название жертвы и «миновал», «пропустил») - вопрос и ответ, грех и раскаяние. Эта двойственность зашифрована в «генетическом коде» еврейского народа с момента его зарождения в Египте. Вспомним сказку Андерсена про гадкого утенка, которого клевали окружающие птицы все то время, пока он не знал, что он - другой, не такой, как они. Осознав, кем он является на самом деле, уродец превратился в прекрасного лебедя. Когда еврей снимает маску нееврея, нет никакой гарантии, что окружающие продолжат любить и уважать его. Но в любом случае, посмотрев в зеркало, он увидит свое истинное лицо. Ведь быть евреем - это признать себя таковым и поблагодарить за это Творца.


ВОПРОСЫ К РАВВИНУ

В какой момент Б-г дает человеку душу? Когда в людях появляется злое начало?

Это очень сложные вопросы, и если отвечать на них кратко, то можно сказать, что душа связана с телом уже с момента зачатия, а злое начало - йецер ѓа-ра - сопровождает нас с момента рождения.

Более подробный ответ таков. Из сказанного в Талмуде очевидно, что первые сорок дней после зачатия эмбрион не считается живым существом, хотя душа уже связана с ним. По прошествии сорокадневного срока он получает статус человека, несмотря на то, что все еще не является таковым в полном смысле слова. Душа укореняется и раскрывается в теле постепенно, по мере формирования организма и развития мозга. По словам наших мудрецов, еврейский младенец в чреве матери учит Тору, с пользой проводя, таким образом, свой девятимесячный досуг. Кстати, согласно научным данным, полученным с помощью энцефалограмм, зародыш видит сны, хотя с рациональной точки зрения сны - лишь создаваемые сознанием образы и картины, так или иначе отображающие впечатления, полученные человеком в жизни.

А йецер ѓа-ра в специальных условиях для развития не нуждается: «...ибо помысел сердца человека зол с молодости его...» («Брейшит», 8:21) - ведь, несмотря на столь разнообразные и многочисленные проявления, его суть - так хорошо знакомые и привычные для большинства из нас эгоцентризм и себялюбие.


ХАСИДСКИЕ ПРИТЧИ

Материал для этой рубрики взят из готовящегося к изданию нового сборника хасидских притч, составленного р. Александром Фейгиным.

О ЦЕЛЬНОСТИ

Однажды во время трапезы в последний день Песаха у ребе Раяца на столе почти не осталось цельных листов мацы - в основном, одни обломки.

Хасиды, сидевшие за столом, начали разбирать стопки мацы в поисках цельных листов.

Знаете, - сказал ребе, - нет более цельного, чем разбитое, как говорят: «Нет ничего более цельного, чем разбитое сердце, и ничего более оглушительного, чем молчание».

«ИЗЛЕЙ ГНЕВ СВОЙ»

Накануне праздника Песах в еврейских общинах принято позаботиться о тех, кому особенно трудно в праздник: о нищих, солдатах и заключенных.

Рассказывают, что евреи города Майнц приготовили однажды накануне праздника пакеты с мацой, бутыли с вином и всевозможную снедь и принесли в местную тюрьму.

- Теперь, надеюсь, - сказал раввин евреям-заключенным, - вы сможете справить седер как следует.

- Боюсь, что нет, - усмехнулся один из них, - по закону нужно открыть настежь двери, когда читают «Излей гнев Свой...»

КАК СТАТЬ РЕБЕ

Когда умер раби Мойше из Кобрина, пришли его ученики к раби Аврому из Слонима - просить, чтобы он стал их Ребе вместо покойного.

Позднее встретил его местный раввин раби Ицхок-Айзик и спросил, с трудом скрывая ухмылку:

- Реб Авром, еще недавно вы были простым евреем, а теперь стали святым ребе. Как это вам удалось?

- Я не родился ребе, меня сделали им евреи, - ответил раби Авром. - Есть у евреев такое свойство: берут простую муку и воду и превращают в святую мацу, берут простые нитки и превращают в святые цицит, берут бычью шкуру и превращают в святой свиток Торы. Берут простого еврея и делают из него ребе. Такой удивительный народ, знаете ли...

ДОЛГОЛЕТИЕ ОБЫВАТЕЛЯ

Алтер Ребе захотел однажды благословить своего хасида, реб Йехезкеля Леплера. Благословение богатством тот оказался принять под предлогом того, что это помешает ему быть хасидом и служить Всевышнему. Тогда решил ребе благословить его долголетием, но и тут поставил реб Йехезкель условие:

- Пусть будет долголетие, но не животное долголетие обывателя, когда есть у человека глаза, да не видит он, есть уши, да не слышит, - не видит и не слышит Всевышнего.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ

Как ни избегал раби Шолом встреч с местным ксендзом, тот вечно старался навязать ребе дискуссию о вере.

Однажды встретил он ребе на базаре и завязал с ним спор, в который тут же ввязалась рыночная толпа. Страсти накалялись, и раби Шолом решил прекратить спор:

- Я берусь произнести благословение, которым все останутся довольны. Дай Б-г, чтобы христианам было так хорошо, как верно то, что Машиах уже пришел. Дай Б-г, чтобы евреям было так хорошо, как верно то, что Машиах еще не пришел!

Евреи ответили «амен!», а за ними «амен!» поневоле повторили и христиане вместе с ксендзом.

КУЧЕР

- Берегись, - сказал Бешт своему ученику, - твой кучер - опасный человек, от него можно ожидать всего. Я видел, как он прошел мимо церкви и не перекрестился. Если он изменил своему богу, с чего ему быть верным тебе?

МУЖИК, ВЕДРО ВОДЫ И РЕХНУВШИЙСЯ БАРИН

Однажды забрели в своих странствиях Бешт с учениками в пустынное и жаркое место.

- Ребе, если я сейчас не выпью глоток воды, то упаду замертво, - взмолился один из учеников.

- Не беспокойся, - ответил раби Исроэл, - когда Всевышний создавал эту пустошь, Он предусмотрел, что пять с лишним тысяч лет спустя здесь пройдешь ты и будет мучить тебя жажда.

«Красивые слова; вероятно, ребе хочет утешить и ободрить меня, - подумал ученик. - Ведь вокруг на многие часы пути нет ни источника, ни колодца».

Не прошло и десяти минут, как увидели они крестьянина, который понуро плелся с ведром воды. Напоил их мужик и проворчал:

- Ну вот, хоть какая-то от сегодняшнего дня польза, людей напоил. А то - хоть руки на себя накладывай, совсем рехнулся мой барин. Что ни день - новые затеи. Вот и сегодня послал меня на пустошь с ведром воды!

- Видишь, - обратился Бешт к ученику, - создавая мир, Всевышний предусмотрел и мужика, и ведро воды, и безумие барина - только для того, чтобы ты смог утолить жажду.


РАЗГОВОРЫ С РАВВИНОМ

МЫ ПРИНЯЛИ ТОРУ ВСЕРЬЕЗ

Хасиды не пытаются осовременивать свою веру в угоду моде

Адин Штейнзальц отвечает на вопросы московской журналистки Марины Тульской

- Расскажите, пожалуйста, немного о себе и своей семье.

- По материнской линии моя семья происходит из Белоруссии, по отцовской - из Польши. Мама выросла в Тамбове. А я родился в Израиле, в Иерусалиме, и до сих пор там живу. Учился на физико-математическом факультете Еврейского университета в Иерусалиме. После учебы два года преподавал в средней школе. А потом перешел, что называется, на совершенно другие рельсы.

- И это было связано с верой?

- В каком-то смысле у меня все связано с ней. Даже сам факт моей учебы в университете. Я искал свой путь в жизни и, с моей точки зрения, Всевышний ставил мне много препятствий. Мои родители не были религиозными, общество, в котором я жил, в значительной степени тоже не было религиозным. И духовная жизнь, которую я вел, не была связана с иудаизмом.

- И когда же наступил тот переломный момент, который определил вашу дальнейшую жизнь?

- У нас, евреев, это, как правило, не происходит одномоментно. Мы ведем постоянную борьбу с самим собой, обществом, с судьбой. И победитель в этой борьбе в конечном итоге приходит к тому, к чему пришел я. У меня какое-то время был ученик, очень образованный и интеллигентный человек, писатель. Через какое-то время он стал религиозным человеком и впоследствии основал кибуц (сельскохозяйственное поселение - М. Т.). Я его спросил: «Почему ты это сделал?» Он ответил: «В книге Иова я наткнулся на фразу, с которой тот обращался к Богу: "Что человек, что Ты возвеличиваешь его, и что обращаешь на него внимание Твое?" И я подумал: если Всевышний так относится ко мне, как я могу не ответить Ему взаимностью?!» И знаете, услышанное от этого человека изменило мою жизнь.

Когда наступают тяжелые времена, я вспоминаю эту историю и этот разговор с моим учеником.

- Происходило ли с вами что-то необычное, мистическое?

- Если мистика означает видеть ангелов глазами, то нет. Если мистика - это ощущение присутствия Творца, понимание того, что Он ведет тебя различными путями, то такой мистики было в моей жизни много.

- Вы много ездите, бываете в еврейских общинах разных стран, ведь, насколько я понимаю, иудаизм - это вера одной семьи, а именно еврейского народа?

- Совершенно верно. Мы, евреи, видим себя в качестве народа священников, народа, который весь служит Всевышнему. Поэтому, учитывая это, я работаю во многих странах, и много людей работают вместе со мной. Есть просветительские центры, основанные мной, и ко мне обращаются люди со всех концов света. Диапазон широк: от местных сумасшедших - до глав правительств разных стран.

- В каких странах вы работали?

- О, география самая широкая! От Чили до Канады, от Гонконга и Сингапура до Австралии, от одного конца Штатов до другого. От Петропавловска-Камчатского до Калининграда. Я, конечно, бываю и в Европе, но реже.

Кстати, небольшая, но очень сильная еврейская община есть в Южно-Африканской республике. Было бы прекрасно, если бы еврейская община России стала столь же влиятельной, как и община ЮАР. В России есть евреи, которые занимают серьезное положение в экономике, искусстве, научном мире, но, если рассматривать российскую еврейскую общину как нечто целостное, то она, к сожалению, стоит на одном из последних мест в мире.

- Вы часто бываете в России?

- По крайней мере каждый месяц. Мне очень важно происходящее здесь, и я буду рад, если мои знания и потенциал будут востребованы в еще большей степени, чем сегодня. Я останусь другом вашей страны, пока живу на этом свете.

- А как вы относитесь к тем евреям, которые приняли крещение?

- Если это происходит из соображений моды, выгоды или ради карьеры, то грош цена такому человеку. И его христианство тоже ничего не стоит. Но порой бывает, что крещеный еврей становится гораздо более рьяным христианином, чем прирожденные христиане. Есть определенный процент евреев, которые, крестившись, еще вдобавок становились антисемитами.

Хорошо это или плохо? Чтобы ответить на этот вопрос, я должен рассказать одну историю. Когда-то давно я был в Грузии и встретился там с главой Грузинской Церкви. Мы с ним часто беседовали. И он сказал мне, что на протяжении многих лет Грузия и Грузинская Церковь дружественно относились к евреям. В то время там была маленькая внутрицерковная группа, настроенная антисемитски. И проблема как раз в том и состояла, что ее предводителем был крещеный еврей.

К слову, вспомнился один старый еврейский анекдот. Однажды польский шляхтич зашел в церковь помолиться. Стоит он перед распятием и просит о помощи. И, заканчивая свою молитву, говорит: «Послушай! В конце концов вспомни: кто ты, а кто я! Ты - жид, а я - шляхтич».

- Ваши дети тоже раввины?

- Это не передается по наследству. У меня дочь и два сына. Дочь зовут Эстер, старшего сына - Менахем, правда, у него есть еще два имени - Яков и Цви. Дочь, естественно, раввином стать не может, но старший сын - раввин в одном из университетских городков в США. Младший сын только что женился, и я не знаю, что с ним будет дальше. Вполне возможно, он станет раввином или педагогом, или отправится с просветительской миссией в какие-то дальние страны... Но, насколько я знаю его характер, больше всего он хотел бы сидеть дома и писать стихи на религиозные темы.

- К какой ветви иудаизма вы принадлежите?

- Я отношу себя к хасидам, одному из основных направлений в ортодоксальном иудаизме. Оно включает в себя десятки движений и течений, и одно из них, любавичское, наиболее близко мне по своему мировоззрению и подходу к служению Всевышнему.

- Почему вы избрали именно хасидизм?

- С юных лет я знал, что моя семья принадлежала к потомкам великих учителей хасидизма, что я прямой потомок ребе из Ворки и ребе из Слонима. Все, что я в детстве знал об иудаизме, приходило ко мне через призму этого наследия. Были времена, когда я не был уверен в том, что буду соблюдать субботу и ходить в синагогу, но и тогда речь шла только о хасидской синагоге. Для меня религиозный еврей - это в первую очередь хасид. Подлинно еврейские стиль и образ жизни, примеры личностей, вдохновлявших на подражание, в моих глазах были всегда связаны с хасидизмом. Лишь многие годы спустя определяющими для меня стали учение и мировоззрение, но первый выбор предначертало происхождение.

- Что отличает хасидов от представителей других ветвей иудаизма?

- Кто-то из великих определил разницу между хасидами и иными религиозными евреями так: «Мы приняли Тору всерьез!» Смысл сказанного в том, что хасиды стараются подогнать свои желания и нужды под законодательные и мировоззренческие положения Торы, а не наоборот. Хасиды не пытаются сделать свою веру более удобной, истолковывать положения Торы аллегорически, осовременивать в угоду моде и господствующему общественному мнению и мировоззрению. В этом главное и наиболее существенное (как фактическое, так и историческое) отличие хасидизма от иных направлений в иудаизме.

Что же до обычно приводимых внешних различий, то за исключением экзотических ныне видов старинной одежды, которые до сих пор в ходу у некоторых направлений, все иные характерные проявления хасидского образа жизни были заимствованы, в явной или скрытой форме, другими течениями в традиционном ортодоксальном иудаизме. Когда-то у хасидов было еще одно важное отличие: ирония и сомнения, в первую очередь по отношению к самим себе. Теперь все одинаково деловиты и уверены в своей правоте. И это грустно...

- Каббала непосредственно связана с хасидизмом?

- Точнее говоря, это хасидизм связан с каббалой (эзотерическое, мистическое течение в иудаизме. - Прим. ред.). Разницу между ними можно уподобить различиям между чистой и прикладной математикой. Если каббала изучает духовную структуру мироздания и все его составляющие, то хасидизм занимается прикладными исследованиями: как человек должен взаимодействовать с Богом, миром и собственной душой. Вообще же каббала является неотъемлемой частью всего ортодоксального иудаизма.

Скажу даже определеннее: в иудаизме иной теологической школы, кроме каббалистической, нет! Нельзя всерьез заниматься теологическими исследованиями без понимания каббалы.

- Где можно изучать каббалу?

- Основные центры по ее изучению находятся в Израиле. Есть школы каббалистов, где ее серьезно изучают денно и нощно, синагоги, где молятся с применением каббалистических техник и методов. Впрочем, в основном изучают ее теоретические аспекты. Применяющих свои знания в повседневной жизни, на практике, очень немного, а честных и психически здоровых среди них еще меньше.

Большинство «любимцев публики» не являются подлинными каббалистами - знатоками учения и праведниками. Истинных знатоков очень мало, и они практически неизвестны широким кругам. Им это просто не нужно и неинтересно.

- Сейчас в России открывается много центров по изучению каббалы. С чем, на ваш взгляд, это связано?

- Резкая смена шкалы ценностей, духовный вакуум, погоня за деньгами - все эти признаки смутного времени порождают нездоровый интерес к волшебным средствам для решения проблем: магии, мистике, эзотерике. На этом фоне понятен и закономерен возникший интерес к каббале как одному из проявлений мистического видения мира.

Впрочем, этот интерес не трансформируется ни в теологические исследования, ни в образ жизни. Так, спекуляция на интересе... А еврейского в этой магии не больше, чем в культе «вуду», разве что терминология.

«Независимая газета»

Вернуться


ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФОНДА ПИНКУСА
ПО РАЗВИТИЮ ЕВРЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДИАСПОРЕ, ИЗРАИЛЬ