МЕНТАЛИТЕТ

ЧУДО ПУРИМА

раввин Адин Штейнзальц

Книга Эстер отличается от других книг Танаха тем, что в ней ни разу не упомянуто Имя Всевышнего. Попробуем понять, почему это так. Объяснением этому факту может служить то, что Книга Эстер первоначально была написана не как святая книга, а как протокол событий, читателями которого должны были стать как евреи, так и представители других народов. На это есть намек в завершающей части Свитка, где говорится о том, что Эстер разослала письмо во все концы империи (9:29-32). Однако не столько эта часть Свитка, но и вся Книга

Эстер — от начала и до конца — может служить подтверждением такой гипотезы: в ней имеются многочисленные указания на то, что свиток был написан лояльно относящимся к царю Ахашверошу важным правительственным чиновником в то время, когда Персидская империя, простиравшаяся от реки Инд в Индии через Иран, Афганистан и азиатскую часть России до Египта и Греции, была на вершине своего могущества.

Автор, несмотря на свое высокое положение и несомненную лояльность к царю, хорошо осознавая, что находится под неусыпным наблюдением, и потому, тщательно обходя все темы, которыми могла быть недовольна цензура, ни разу не попытался приукрасить образ царя. Мидраш рисует Ахашвероша человеком грубым и неумным, но и без Мидраша образ, предстающий перед читателем Свитка Эстер, отнюдь не кажется привлекательным: царь, который ищет наслаждений и любит женщин, глуп и неразвит. Тем не менее, автор не пытается явным образом внушить читателю сомнения в величии царя — наоборот, сцены царского великолепия открывают и завершают Книгу Эстер. В этих сценах Ахашверош показан царем, уважающим закон, который допустил упущение, не прочитав вовремя некоторые их своих царских документов, но исправивший это упущение после того, как осознал свою ошибку. Эта гипотеза об авторстве Книги Эстер может быть одним из возможных объяснений отсутствия Имени Б-га в Книге Эстер. Однако есть еще одно объяснение, связанное с определением «Чуда». Мы придем к нему, исследуя некоторые аспекты истории Пурима. Книга Эстер необыкновенно хорошо написана и представляет собой законченное повествование. Последовательность событий абсолютно ясна, все части головоломки становятся на место, и на все возникающие вопросы может быть дан четкий и ясный ответ. Это очень логичное повествование, которое содержит несколько кульминационных моментов, но в котором, кажется, нет и намека на чудо. Давайте повнимательнее вглядимся в некоторые непонятные моменты сюжета. Почему царь наделял неограниченной властью кого-то, кроме себя, — сначала Амана, потом Мордехая? Объяснить это можно с политической точки зрения. При тоталитарном режиме царь-тиран обладал неограниченной властью и не мог в одиночку удержать в руках бразды правления огромной империи. Некоторые цари назначали себе помощников, которым разрешалось подписывать практически любые документы от имени царя. Такие помощники были очень опасны, и царь не мог позволить себе наделить их слшком большой властью. Одним из способов решения этой проблемы было время от времени менять таких людей. Ахашверош же воспользовался другим способом — назначал на такие посты иноземцев, которые не обладали ни достаточной базой для власти, ни поддержкой жителей Персидской империи. Таким людям царь мог доверять, поскольку, не обладая любовью граждан, сами по себе они не могли узурпировать власть. Таким образом, Аман получил свой важный пост благодаря тому, что он был чужаком-аггагейцем и в социальном плане ничего собой не представлял. Еврей Мордехай тоже был иноземцем.

В истории Йосефа в Египте (Шмот, 41-50) мы видим тот же способ удерживать контроль над властью. Будучи вторым человеком в государстве после фараона, Йосеф не только помог формированию египетской экономики, но и способствовал централизации египетского государства, превратив фараона в тоталитарного правителя.

Подобный шаг представлял двойную угрозу для властителя: во-первых, он, вероятно, должен был вызвать недовольство народа; во-вторых, царский помощник мог обрести слишком большую власть. Поэтому фараон и решил поручить грязную работу презренному иноземцу, бывшему рабу. Большое войско, которое фараон послал на похороны Яакова, имело двойную миссию: охранять Йосефа и наблюдать за ним.

Еще один непонятный момент: почему Мордехай, дядя и наставник Эстер, дал ей необычное повеление «не рассказывать ни о народе своем, ни о своем происхождении» (Эстер 2:10). Это повеление противоестественно по нескольким причинам: если некоторая доля таинственности в начале знакомства кажется интригующей, то идея женитьбы на загадочной женщине может привлечь не каждого. Во-вторых, скрывая свое происхождение, Эстер заведомо ослабляла свое положение во дворе, ведь, как указано в Талмуде, ей было легко доказать свою принадлежность к царскому роду. Причиной повеления Мордехая, скорее всего, было то, что он мог использовать Эстер в качестве «резидента». Мордехай был придворным Ахашвероша и принадлежал как частное лицо и как глава еврейского народа к высшим слоям персидского режима. В своей политической игре он делал расчет на много ходов вперед, готовясь к возможному усилению своей позиции. Если принять эту версию, Эстер была не случайной спасительницей, а секретным агентом, заранее внедренным во двор царя, что видно из слов Мордехая: «И кто знает, не для того ли ты достигла царского достоинства...» (Эстер 4: 14).

Еще одна загадка сюжета: почему после повешения Амана Эстер пришлось в слезах просить спасения для евреев? И в этом случае все объясняется просто. Ахашверош оказался в западне. Он не может «отменить декреты Амана» (Эстер 8:5), потому что «ничто, написанное от имени царя и скрепленное царской печатью, не может быть отменено» (там же, 8). Повеление царя имеет абсолютную силу, потому что бог-царь никогда не ошибается! Поэтому был издан еще один царский декрет. Если первый декрет поставил евреев вне закона и установил формальную дату погрома, то второй декрет позволял евреям обороняться.

Как и при каждом погроме, население прекрасно знало, как поведут себя армия и полиция. Когда у власти был Аман, было очевидно, что всех евреев уничтожат; когда же Мордехай занял его место, убивать евреев стало менее уместно. И все же евреям пришлось обороняться, потому что оба царских указа были в силе.

Все рассмотренное нами — а также многое, о чем мы не упоминали, — демонстрирует, как хорошо написана Книга Эстер: ее отличает при полном отсутствии высокопарных слов ясность мотивов, четкость в описании событий, цельность и последовательность изложения. Однако, хотя события в книге Эстер следуют одно за другим во вполне логичной последовательности и при этом Имя Б-га ни разу не упомянуто, важно заметить, что вся книга наполнена Б-жественным присутствием. В свитке упоминаются молитва, пост, вера в избавление, но ни разу не говорится о чуде. Это резко контрастирует с остальными книгами Священного Писания, которые изобилуют рассказами о чудесах, большинство из которых описывают сверхъестественные изменения законов природы.

Что же тогда чудо Пурима, который мы празднуем на протяжении двух с половиной тысячелетий? Наверное, прежде чем задать этот вопрос, нужно выяснить, что же такое чудо вообще. Что должно произойти, чтобы обыкновенное событие стало чудом?

Чудо обычно описывают как сверхъестественное событие; но на самом деле в чуде не должно быть ничего сверхъестественного, как и сверхъестественное событие не обязательно становится чудом. Эти два понятия могут иногда пересекаться, но они абсолютно не идентичны. Таким образом, можно сказать, что «сверхъестественное» — это то, что не может быть объяснено логически, в то время как «чудо» — это значительное событие, независимо от того, произошло оно в рамках законов природы или вне их. Существенным аспектом чуда является его значимость; естественность или сверхъестественность его — это всего лишь механизм, его внешняя сторона. Пользуясь широким теологическим параллелизмом, мы можем сказать, что если для Всевышнего безразлично, каким образом будет происходить чудо, для нас это тоже должно быть безразлично. Важно не то, каким образом событие произошло, а то, что это за событие. Такое определение влечет за собой изменение концепции, поскольку даже событие, происшедшее совершенно натуральным образом, может быть значительным. Благословение Нагомелъ отнюдь не означает, что излечение от болезни, например, непременно было чудом в сверхъестественном смысле этого слова, но только то, что это событие было значительным. А значительное становится чудесным.

Более того, когда мы привыкаем к какому-либо явлению, его чудесная сторона — вместе с сопряженным с нею чувством трепета — блекнет. Например, падение манны с неба было, несомненно, чудом; но на протяжении сорока лет блуждания по пустыне евреи привыкли к этому чуду. Когда Хава родила Каина, она пробормотала в трепете: «Я создала человека вместе с Б-гом» (Берешит 4:1). Сегодня рождение ребенка — не меньшее чудо, но поскольку это стало частым явлением, мы принимаем его как должное. В конце XVIII века месмеризм был открытием, и все считали это явление сверхъестественным. В XIX веке, когда люди стремились дать греческие названия всем явлениям, а потом благополучно забывали об этих явлениях, месмеризм был назван «гипнозом» и стал благодаря этому разделом науки. Гипноз уже никто не считал чудом, хотя до настоящего времени мы не можем до конца понять суть этого феномена. Таким образом, можно сказать, что мы считаем сверхъестественными или чудесными такие явления, к которым еще не привыкли. Действительно, неважно, каким было событие объективно — естественным или сверхъестественным, важно, как мы его воспринимаем. В еврейском молитвеннике содержится множество благословений, многие из которых произносятся в связи с будничными, банальными действиями, такими, как пробуждение утром, становление на ноги, возможность ходить и т.д. Для чего это нужно? Потому что человек склонен забывать о важности рутинных, часто повторяющихся событий. Эти события, несомненно, важны, однако мы вспоминаем об этом, только когда хотим. Например, у человека болит нога и ему трудно ходить, он осознает важность благословения «Который укрепляет шаги человека». Эпическая поэма, написанная классиком польской литературы Адамом Мицкевичем, начинается словами: «О родина, ты как здоровье: лишь тот, кто лишен его, знает, что это такое». Нам часто нужно увидеть что-то из ряда вон выходящее, чтобы мы вспомнили о важности повседневного. Когда мы видим что-то необычное, к нам возвращается способность видеть чудо в обычных, рутинных явлениях. Внезапная перемена необходима, чтобы дать нам увидеть, что скрывается за рутиной, и понять, что действительно важно.

Подведем итог. Можно чувствовать Б-жественное присутствие в мире через гром, молнию и другие сверхъестественные события; а можно видеть Б-жественное в обычных событиях. Природа — это альтернативная подпись Б-га. Не всегда Б-г подписывается Нестираемым Именем. Итак, Б-г является автором Книги Эстер, он Он подписал ее псевдонимом. И это то, чему нас учит Книга Эстер: Имя Б-га всегда присутствует, даже если оно не написано, — когда все кажется рациональным, ясным и понятным, все равно происходит чудо.


ВОПРОСЫ К РАВВИНУ

В Книге Иова (1:6) фигурирует Сатана. Каково представление о нем в иудаизме?

Вопросы такого рода чаще всего порождены тем, что с Сатаной связано великое множество предрассудков и суеверий. Однако, несмотря на то что данная тема многим представляется весьма таинственной, в ней нет ничего особо загадочного. Постараемся пролить на этот «темный вопрос» совсем немного света, и, может быть, этого уже будет достаточно, чтобы мрак рассеялся.

Фигурирующий в таких религиях, как христианство и ислам, Сатана — злой дух, предводитель сил зла, противостоящий Б-гу, восставший против Него властелин ада и т.д. Подобная позиция имеет привкус дуализма, поскольку признает наличие и противоборство двух начал — Б-га и Дьявола.

Согласно еврейскому мировоззрению лишь Творец является первопричиной всего происходящего на земле — и того, что воспринимается нами как добро, и того, что воспринимается как зло: «...Я — Г-сподь, и нет иного. Я создаю свет и творю тьму, устанавливаю мир и насылаю бедствие...» (Йешаягу, 45:6,7). Поэтому зло — не самостоятельная субстанция: оно выражается и определяется через отрицание. Зло — это отсутствие добра, а не реальность сама по себе. С этой точки зрения Сатана — духовная сущность, относящаяся к разряду изначально созданных Творцом реалий. Наши мудрецы учили, что человек должен благословлять Всевышнего за обрушившееся на него несчастье так же, как и за дарованное ему благо. Ведь Сатана — сила, подчиненная Творцу, находящаяся у Него в услужении. Можно сказать, что в Небесной иерархии он исполняет — и весьма исправно — обязанности провокатора, прокурора и палача. В Танахе Сатана упомянут в книге Иова: «И был день, когда пришли сыны Всесильного, чтобы предстать пред Б-гом, и Сатана был среди них» (1:6). Большинство комментаторов склоняются к тому, что здесь речь идет о Дне Суда — Рош га-шана, еврейском Новом годе — дне, когда на Небесах судят все сущее и решают участь мироздания на весь следующий год. В Талмуде говорится, что в этот день пред Б-гом предстают ангелы-защитники, представляющие добрые дела человека, совершенные им на протяжении прошедшего года, и ангел-обвинитель, напоминающий его грехах. «Сыны Всесильного», упомянутые в Книге Иова, и есть те самые ангелы, а Сатана — ангел-обвинитель, подвергающий человека испытанию, которое тот может и не выдержать. С другой стороны, Сатана — именно та сила, которая приводит приговор Небесного Суда в исполнение. Поэтому он, обличитель злого начала в человеке, является, согласно еврейской традиции, еще и ангелом смерти. Когда речь идет об ангелах вообще и о Сатане в частности, наивному воображению, конечно же, не стоит рисовать никаких антропоморфических образов: ведь говорится о духовных сущностях, а не о розовощеких младенцах с колчаном и стрелами, равно как и не о хвостатом черте с рогами и копытами. Подобные образы — заимствования из языческих мифологий.


ХАСИДСКИЕ ПРИТЧИ И РАССКАЗЫ

Гостеприимство богачей

Не раз проезжали братья Зуше и Элимелех через это местечко. Местные богачи не торопились приглашать путников на ночлег. Только кузнец Гече всегда делился с ними кровом и куском хлеба.

Много лет спустя, когда каждый из братьев стал главой большой общины и все евреи Польши и Галиции стали узнавать их в лицо, пришлось им снова заночевать в местечке. Богачи вышли навстречу экипажу, в котором восседали раби Зуше и раби Элимелех, одетые в шелковые сюртуки и собольи шапки. — Не вы ли в прошлом предоставили право принять двух бедных путников кузнецу Гече? — спросил их раби Элимелех. — Только лошади с экипажем да меховые шапки отличают нас от тех странников. Поэтому мы решили оказать честь всем вам: мы заночуем у Гече, а вы приютите у себя коней, повозку да наши одежды.

Куда девался жеребец?

Раби Симха-Бунем из Пшисухи не спорил с всеобщим мнением, согласно которому еврею надлежит думать о высоких материях. Он просто считал, что у этого образа жизни есть и свои издержки. Вот притча, которой Ребе обычно иллюстрировал эту мысль.

— Царевич купил чистокровного арабского скакуна и, чтобы уберечь его от зоркого глаза и проворных цыганских рук, приставил к нему сторожа. И не какого-нибудь, а умного сторожа. Как-то ночью, мучась бессонницей, вышел царевич во двор. «О чем ты думаешь?» — спросил он сторожа. «Да вот, ломаю голову: куда девается известка, когда в стену забивают гвоздь?» «Серьезный вопрос», — согласился царевич. История повторилась и назавтра. На этот раз сторож думал о том, куда девается дырка, на третью ночь. «О чем ты думаешь на этот раз?» — спросил царевич. «Я все себя спрашиваю: вот конюшня, вот я, куда же девался жеребец?»

Почему ребе выбрал Коцк

Раби Мендл из Коцка поначалу жил с учениками в городе Томашув, но ему было трудно смириться с холодной враждебностью местной общины. Несколько месяцев странствовали они, но не могли найти подходящего места для своего «двора».

Почему же выбор остановился в конце концов на Коцке? В Коцке раби и учеников встретили градом камней.

— Доброе знамение! — сказал раби. — Тут мы и остановимся. Здесь, по крайней мере, народ не равнодушен.

Чья кровь в маце

Дошло до раби Леви-Ицхока, что девушки, пекущие мацу, вынуждены трудиться с рассвета до поздней ночи как каторжные. Тотчас собрал он общину в синагоге и провозгласил:

— Антисемиты клевещут на нас, будто мы добавляем в мацу христианскую кровь. Это ложь: мы добавляем в нее кровь еврейскую.


СЕМИНАРЫ

Фирма по возвращению наследства

— Посчитайте, сколько в этой группе людей. Так вот, это оптический обман: здесь сидят не тридцать, а триста человек, потому что у каждого из них есть своя группа, состоящая минимум из десяти слушателей.

Эту простую арифметику мне привел раввин Ишайя Гиссер, один из преподавателей семинара «Байт ле-Мидраш» для ведущих групп по изучению еврейской традиции, проходившего с 10 по 16 февраля в Менделееве. На семинаре было сто двадцать слушателей из всех уголков СНГ, разделившихся на четыре класса: опытных ведущих групп, не столь опытных, работающих менее года и тех, кто свои группы еще не создал. Отдельный класс составили участницы женского проекта «Кешер».

За полтора года существования программы «Байт ле-Мидраш» ее участники занимались темой «Тора: имена и судьбы»; сейчас группа опытных ведущих приступила к изучению курсов «Невиим» («Пророки») и «Агада» по новым брошюрам, подготовленным институтом. Методика обучения на семинарах такова: берется ключевая фраза из каждого раздела, разбирается, затем проводится ее обсуждение. Преподавательская команда института состоит из блестящих знатоков еврейской традиции. Лекции читали его директор Давид Палант, раввины Александр Фейгин, Ишайя Гиссер, доктор Иона Шнайдер и Ури Гершович. Участникам семинара выдалась редкая возможность прослушать целый цикл лекций раввина Адина Штейнзальца: «Пиркей авот», «Гмара», «Женщина и молитва», «Еврейское просвещение», «О молитве». Проведенные Давидом Палантом занятия на темы праздников Пурим и Песах были посвящены чудесам, случившимся в те времена, и лежащим в основе этих памятных дней философским идеям. Доктор Иона Шнайдер считает основной целью проводимых им уроков обучение людей методике преподавания, позволяющей максимально продуктивно работать с группой. Участники семинара стали объектами своего рода социологического исследования — ведь, чтобы двигаться дальше, необходимо понять, верное ли избрано направление. У людей, ведущих группы в своих городах, спрашивали об их планах, о количественном и возрастном составе учеников, о сфере их интересов, о том, насколько программа популярна.

— Так же как аппетит приходит во время еды, и интерес к знаниям возрастает во время учебы. С накоплением новых сведений возникает стремление узнать еще больше, — сказал один из участников проекта. — Человек молчит, когда ему нечего сказать, когда у него нет базы знаний, и это отнюдь не свидетельствует о низком уровне интеллекта. Постепенно люди начинают задавать вопросы, и с этого момента эффективность занятий неизмеримо возрастает.

13 февраля в Доме учителя на Пушечной улице состоялся Первый съезд преподавателей сети неформального еврейского образования «Байт ле-Мидраш». Выступивший на съезде раввин Адин Штейнзальц сделал доклад о состоянии и значении еврейского образования в России. — Главное не в том, где находятся раввины и сколько их, главное — где евреи и сколько их, в каком они духовном состоянии, что еврейского осталось в их семьях. Нам оставлено богатейшее наследство, хотя далеко не все из нас об этом подозревают. Право на обладание им переходит нашим детям. И большинство сидящих в этом зале — это работники своего рода фирмы по возвращению наследства правопреемникам, не знающим о его существовании. То, что пытаетесь сделать вы, — превратить наши частные дома в дома учения, — сказал раввин Штейнзальц. О деятельности программы «Байт ле-Мидраш», охватившей 135 городов, в которых 170 учебных групп, рассказал директор института Давид Палант. Его коллеги говорили о разработке методических пособий, о принципах их построения, о еврейской традиции как учебном предмете, о программе еврейского самообразования «Лимудим».

Участники проекта «Байт ле-Мидраш» рассказали о деятельности в своих городах, о приобщении молодежи к традиции, об огромном значении работы института в деле возрождения еврейства. Среди гостей форума были представители Джойнта, посольства Государства Израиль, ФЕОР и ЕАР. Участников съезда ждал приятный сюрприз: перед ними выступил ансамбль «Моscow-Baroque».

 


ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФОНДА ПИНКУСА
ПО РАЗВИТИЮ ЕВРЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДИАСПОРЕ, ИЗРАИЛЬ

Пользователи рекомендуют этот сайт для просмотра фото