ВМЕСТЕ С «ПРОЕКТОМ КЕШЕР»

ДИАЛОГИ О ТОРЕ

Давид Аншин

В Институте изучения иудаизма прошел совместный семинар института и Международной женской еврейской организации - «Проект Кешер». Это первый из серии семинаров, рассчитанных на год. Цель программы: подготовка и (или) повышение квалификации руководительниц групп по изучению текста Торы.

В семинаре участвовали 28 женщин из 26 городов Украины, России и Беларуси. Возраст от двадцати до шестидесяти лет, образование — высшее. Все эти женщины — активные участницы или руководительницы женских групп по изучению Торы в своих общинах. В программе семинара три глобальные темы книги Брейшит (Бытие):

• «Сотворение человека. Мужчина и женщина»;

• «Грехопадение»;

• «Авраам и Сара. Первая еврейская семья».

В каждой из этих тем огромный комплекс проблем, острых и актуальных для современного мира. И (что в данном случае немаловажно) крайне чувствительных для женского сознания. Институт предоставил семинару свою площадку, обеспечил методической литературой, делегировал на семинар раввина Ишаю Гиссера — одного из самых активных и любимых слушателями преподавателей. «Проект Кешер» был представлен не только участницами, но и собственными методическими разработками по групповой коллективной работе. Семинар вела команда ведущих (Светлана Якименко, Наталья Слободяник, Эвелина Шубинская), к которой и присоединился Ишая Гиссер. Изюминкой семинара стало соединение знаний раввина с профессиональными навыками групповой работы.

И это было в стенах института большой новинкой. В программах института используются более традиционные — монологические — формы обучения. Активность слушателей проявляется обыкновенно только в вопросах да в кулуарном общении. Вообще говоря, в такой монологической форме есть большой резон: она позволяет предложить слушателям максимум информации за единицу времени. Учитывая невысокий (скажем так) уровень еврейского образования в СНГ, несмотря даже на очевидный подъем его в последние годы, акцент на как можно больший объем знаний представляется вполне естественным и оправданным. Тем не менее подход «Проекта Кешер» совсем иной: это коллективное продвижение к знанию с максимальной активностью всех участников в процессе совместной работы. Обсуждение проходит в отдельных группах, а затем — в общем кругу, руководимом командой ведущих. Такого рода процесс не менее важен, чем результат, а полученные знания — это знания, которые не были преподнесены на блюдечке с голубой каемочкой, но добыты самостоятельными усилиями. Соответственно и отношение к ним иное.

Для Ишаи Гиссера — образованного, темпераментного, монологического человека, старающегося дать слушателям как можно больше, — такая формы работы представлялась, должно быть, сущим испытанием: ведь она предполагает самый широкий демократизм и связанный с ним риск ошибки, свободное высказывание и обсуждение не совпадающих друг с другом мнений. Вместо того чтобы терпеливо слушать дискуссии, он мог бы за то же время рассказать своим слушательницам куда больше.

Трудно ему было, но он справился. Более того, высоко оценил новые для него формы работы. И был в свою очередь высоко оценен участницами семинара, для многих из которых встреча с ним стала первой встречей с ортодоксальным раввином, а в его лице и с ортодоксальным иудаизмом.

МОЛНИЯ, ЗАРЯЖЕННАЯ ЕВРЕЙСТВОМ

Организуя семинар, мы ставили себе цель — познакомить участниц с методами и формами коллективного изучения Торы в ситуации неоднородности уровня знаний. Мы предполагаем, что полученные знания и навыки будут использованы участницами в тех группах, которыми они руководят. Специфика этого семинара — присутствие в команде ведущих удивительного мастера слова, человека с всеобъемлющей душой, профессионала своего дела, остроумного и обаятельного раввина Ишаи Гиссера. Благодаря мастерству этого человека каждая из нас получила возможность учить и одновременно учиться. Успех семинара сложился главным образом за счет сочетания преподавательского мастерства и профессионализма Ишаи Гиссера и кешеровской технологии группового процесса. Нам удалось создать симбиоз насыщенной информации, подающейся различными методами и в разных формах, обеспечить полную включенность каждого в работу, возможность высказать свое мнение и быть услышанным, возможность услышать

множество различных, в том числе и не совпадающих с твоим, мнений, узнать, что ты не одинока, задуматься и обогатиться. Каждая из нас прошла на семинаре определенный внутренний путь, полученный здесь опыт, несомненно, отразится на нашей жизни, чувствах, отношениях. Все участницы получили необходимую информацию, методы и формы работы с нею, навыки работы с группой. Так что есть все основания надеяться, что эффективность работы на местах увеличится многократно, итклики участниц семинара и их неиссякаемое желание продолжать то, что мы начали делать вместе, дают возможность для оптимизма.

На протяжении трех дней семинара чувствовалась такая энергия, будто всех нас поразила заряженная еврейством молния. Как много всего было: смех, удивление, открытия, слезы, радость и, конечно, желания поделиться этим с другими, открыть и для них мир и мудрость Торы.

Директор программ «Проекта Кешер» Наталья СЛОБОДЯНИК

ПРЕОБРАЗУЕМ МИР ЭНЕРГИЕЙ И ДЕЛАМИ ЖЕНЩИН!

Лозунг, вынесенный в заголовок, — девиз женской еврейской организации «Проект Кешер». Она была создана в 1989 году и объединяет сегодня в 104 группах 3000 женщин из 120 городов России, Украины, Беларуси, Молдовы и Грузии. «Проект Кешер» работает в тесном сотрудничестве со многими еврейскими женскими и негосударственными организациями как в СНГ, так и за его пределами. «Проект Кешер» побуждает женщин к социальной активности. Одно из существенных его направлений — целенаправленная подготовка женщин-лидеров. Многие участницы проекта руководят общинными программами, возглавляют хеседы, общинные центры, многонациональные союзы женщин. Программы «Проекта Кешер» возникли из потребностей, высказанных самими женщинами и направленных на решение проблем, стоящих сегодня перед еврейскими общинами и женским движением. Еврейское образование, проблемы семьи, здоровья, физической и психологической безопасности — все это важнейшие составляющие проекта. Проводится работа по открытию компьютерных центров, дающих женщинам возможность приобрести востребованную специальность и повысить свою квалификацию. «Проект Кешер» — учредитель Фонда поддержки малого женского предпринимательства.

Директор «Проекта Кешер» по СНГ Светлана ЯКИМЕНКО

Елена ВОЛКОВА (Шостка):

Именно нетрадиционный метод подачи знаний позволял нам работать творчески и плодотворно. Мое отношение к изучению Торы уже к концу первого дня было диаметрально противоположно первоначальному. Я даже представить себе не могла глубину возможностей, открываемую изучением Торы.

Светлана ЦИМБАЛЕЙ (Новомосковск):

Я заранее предполагала, что будет что-то интересное и познавательное, но то, что увидела, превзошло все мои ожидания. Новый подход к людям, новые методы и формы работы — сочетание лекционного материала, диалогов, обсуждения в кругу, тщательная работа над текстом, над каждым словом. Эти несколько дней повлияли на мое мировоззрение.

Светлана ФЕЙМАН (Кострома):

Я по-другому научилась читать уже не раз прочитанные строки Торы, послушала интересные размышления Ишаи Гиссера, научные и глубоко личностные. Команда — это удивительно яркие, умные, заинтересованные и теплые люди. Ни одной минуты, проведенной здесь, нельзя забыть. Давно мне не было так интересно и тепло.

Ольга КРАСКО (Полоцк):

Самое классное — это то, что не было череды лекций-монологов. Диалог на протяжении трех дней дал мне гораздо больше. И знания, которые я получила, не теоретические, а, скорее, экспериментальные. Я приобрела опыт работы, который постараюсь передать другим.

Маргарита КУТИК (Киев):

Семинар был прекрасно организован, занятия глубоко продуманы и тщательно подготовлены. Это позволило мне получить, кроме значительного объема новой информации, вполне конкретные рекомендации для дальнейшей самостоятельной работы. Благодаря участию раввина мы получили высокопрофессиональные комментарии к некоторым текстам Торы.

Наталья БАЙСАРА (Макеевка):

Честно говоря, даже не ожидала того, что получила. Во-первых, я познакомилась с замечательными женщинами. Во-вторых, лекции Шаи заставили меня задуматься над многими вещами, об актуальности которых я даже не подозревала. В-третьих, я получила новые методики и формы работы в женской группе.

Лариса ТАЙБИШЛАК (Черкассы):

Тора открылась нам с таких сторон, о которых мы раньше даже не подозревали. Мы окунулись с головой в свою историю, культуру, традиции. Мы получили массу новой, интересной, исчерпывающей информации о работе с женскими группами. Методика работы просто бесценна. Мы приобрели пусть не большой, но зато свой собственный опыт работы в малых группах. Мне было очень приятно было работать с Ишаей Гиссером, Светланой Якименко, Натальей Слободяник и Эвелиной Шубинской. Я благодарна организаторам семинара за полученную литературу, которая очень поможет мне в последующей работе.

ОДИН ДЕНЬ В ЦИТАДЕЛИ ИУДАИЗМА

Открываю свой дневник, чтобы вспомнить семинарский день.

8-30. Я приехал! Вежливый интеллигентный охранник предлагает раздеться и пройти в зал занятий. Вдоль стен зала стенды с еврейской атрибутикой, хожу как зачарованный. Экспонаты не только красивы, они наполнены какой-то волшебной силой.

9-00. Кошерный завтрак. В голове появляются праведные мысли. 9-15. Сдаю билеты в секретариат. Доброжелательно и спокойно работает с участниками семинара Людмила Гусарова (сразу видно — евреи. В российских учреждениях любят поиздеваться над клиентами). 9-30. Занятие первое. Знакомство. Задача ведущих «раскрепостить» людей, заставить их разговориться и работать вместе. И они с этой задачей справляются. 11-30. Занятие второе. Сотворение человека. Ну, эта тема мне знакома, знаю этот кусочек текста Торы не хуже любого раввина. Рав Ишая Гиссер задает вопросы. Я совсем не знаю этот текст?! Если человек был совершенным, зачем нужно было его разделять на мужчину и женщину! 13-00. Кошерный обед. Очень вкусно, но мешает есть рой вьющихся в голове вопросов. Соседи по столу активно обмениваются своими мнениями, никто никого не может убедить. Где ты, рав Шая?

13-30. Восемь человек в шоке. Гостиница забронирована до четверга, билеты на поезд куплены на пятницу. Российский директор института Георгий Лернер решает проблему за три минуты.

14-00. Занятие третье. Грехопадение. Пришел на занятие с надеждой подремать. Через десять минут сон улетел. Поделились на малые группы, активно обмениваемся мнениями, но почему-то остаемся при своих: Что означают слова: «Знающими добро и зло»! 16-00. Занятие четвертое. Что значит быть евреем? Темпераментный обмен мнениями. Вариант первый: еврей — это тот, кто сам себя считает евреем. Комментарий: лягушка считала себя быком, раздувалась, раздувалась да и лопнула. Отвергли. Вариант второй — еврей это тот, кого все окружающие считают евреем. Комментарий: станок, покрытый коровьей шкурой, все быки считают коровой (при этом сильно возбуждаясь, что говорит об искренних чувствах). Но ведь станок не корова! Отвергли. Вариант окончательный: только по Галахе можно определить, кто является евреем. Осталось чувство неудовлетворенности: глухонемая еврейка, попав волею Всевышнего в Африку и родив там пять девочек-мулаток, через 100 лет — пять поколений — станет прародительницей еврейского колена. Если все ее потомки по женской линии будут рожать по пять девочек, то через пять поколений в Африке будет жить 3125 галахических евреек, и все их дети тоже будут галахическими евреями, хотя ни внешностью, ни обычаями они не будут отличаться от соплеменников-африканцев. Интересно, что сказал бы по этому поводу рав Шая?

18-30. Кошерный ужин. Опять соседи по столу не дают сосредоточиться на еде. По всему залу идут ожесточенные споры: еврей — не еврей, настоящий — не настоящий, соблюдающий — не соблюдающий. Спорят так, будто это самая важная проблема в их жизни! Что с нами здесь происходит?

19-00. Занятие пятое. Директор института Давид Палант поздравил с началом занятий. Кто-то попросил его спеть. Никакого чванства! Как родной брат, улыбнулся и запел. Чудный голос, непонятный иврит, но почему так щемит сердце? Может быть, просыпается моя еврейская душа? Давид ушел, мы сидим в кругу, беседу ведет рав Шая. На пороге возникает странная фигура: высокий, широкоплечий человек в пальто и в кипе. Неуверенно оглядев зал, он обходит наш круг и, наклонившись, что-го шепчет на ухо раввину. Гиссер встает и берет мужчину за руку: «У моего друга тяжело заболела жена. Он просит произнести молитву о ее здоровье. Молитва имеет большую силу, если к ней присоединяются много людей.

Когда я завершу молитву, скажите, пожалуйста, «амен».

Звучат древние еврейские слова, мое сердце наполнено любовью к незнакомой женщине. Мысленно я говорю с Всевышним: «Г-споди, я обращаюсь к тебе первый раз в моей жизни. Помоги этим людям».

Финансовый директор «Проекта Кешер» Михаил ШНЕЙДЕРМАН

ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ

Я ехал на семинар с настороженным чувством. Я ожидал встретить накрашенных женщин, самоуверенных, всегда считающих правыми только себя, не умеющих не только уважать, но даже и слышать чужое мнение — словом, этаких женских лидеров-функционеров, как я их себе представлял.

К счастью, я оказался совершенно не прав!

Более того, приехав учить, я многому научился сам и чувствую себя обязанным своим учительницам. Так уж сложилось, что я всегда был волком-одиночкой: при проведении семинаров и занятий мне приходилось рассчитывать только на свои силы. На сей раз все было иначе, и я получил массу удовольствия от происходящего, от общения с понимающими, милыми и чутко реагирующими людьми, составившими нашу команду. В результате совместной работы эффект от занятий увеличился качественно, скачкообразно — мне самому никогда бы не удалось сделать ничего подобного! Хотя, несомненно, в каком-то смысле мне теперь будет тяжелее работать: ведь у нас нет возможности посылать из Израиля целую группу, а если уж попробовал хорошего, трудно удовлетворяться меньшим. В сущности, это можно уподобить любви: она ведь всегда проходит, сменяется иными чувствами, но счастье уже в том, что она была и есть что вспомнить! Да — было хорошо, да — полезно и необыкновенно эффективно, но... Шок удовольствия совместной работы с вами перекрыл то, что в иных условиях сделало бы меня счастливым и самодовольным, а ведь результаты занятий были на самом деле просто ошеломительные!

Участницы семинара были красивы и умны. И я хочу сказать им: «Я вас люблю!»

Раввин Ишая ГИССЕР


КЛАССИЧЕСКИЕ КОММЕНТАРИИ

Каждую неделю в синагоге читается определенная часть Торы, называемая недельным разделом. За год полностью прочитывается вся Тора. Каждый недельный раздел имеет название, совпадающее с первыми ключевыми словами раздела (в частности, это может быть и одно слово).
Рядом с названием недельного раздела указана соответствующая ему неделя (даты): быть может, читателю захочется прочесть недельный раздел и поразмыслить над ним именно тогда, когда это делают религиозные евреи во всем мире.
Понятно, что газетные возможности крайне сужены. Дать хоть сколько-нибудь систематический комментарий даже к небольшому отрывку — невозможно. Поэтому фрагменты еврейских классических комментариев, подготовленные Д. Софроновым и отредактированных раввином И. Гиссером, следует рассматривать лишь как указание на многогранность текста Торы и приглашение к пристальному чтению.

19 мая — 25 мая

НАСО

«А посвящения каждого [еврея] принадлежат ему: если человек передаст [что-либо] когену, то ему оно будет принадлежать» (5:10).

Возникает вопрос: весь предшествующий фрагмент посвящен законам о воровстве, почему вдруг речь зашла о дарах для когена? Кроме того, стих двусмыслен: непонятно, кому будут принадлежать «посвящения каждого» — когену или самому еврею?
Обыватель считает деньги, хранящиеся у него в сундуках, принадлежащими ему, а отданные на благотворительность — потерянными для него и стремится накопить побольше добра любыми средствами, включая воровство. Однако в действительности все наоборот. Потраченное на святые цели, «посвящения каждого», — то есть то, что отдается цадику («...если человек передаст [что-либо] когену...») или евреям, занимающимся изучением Торы, — является приобретением человека навечно («ему оно будет принадлежать»). Но если человек дрожит над своим богатством, то рано или поздно все оно уплывет из его рук, и останется он и без награды за добрые дела, и без денег («Бина ле-итим»).

«Во второй день принес жертву Нетанэль, сын Цуара, вождь колена Иссахара» (7:18).

Зачем Тора повторяет описание жертвоприношения двенадцать раз, ведь каждый предводитель колена приносил ту же жертву, что и все остальные? Хотя приношения и предписанные при этом действия выглядели одинаково, они отличались друг от друга, ведь каждый из двенадцати вкладывал в исполнение обряда свою душу, свою неповторимую индивидуальность (р. Симха-Бунем из Пшисхи).

«...Если чья-либо жена оступится и поступит с ним нечестно... То пусть приведет этот человек жену свою к когену и принесет за нее [жертву]...» (5:12,15).


Комментируя этот стих, Раши пишет следующее: если человек по скупости не приносит коганим дары, он будет вынужден обратиться к ним по другому поводу: приведя свою заподозренную в измене жену. Какая связь между неподобающим поведением мужа и грехом его жены? «Когда Рейш-Лакиш приступал к изучению этих законов о женщине, подозреваемой в супружеской измене, — сота, — он говорил так: "Человеку посылают пару по заслугам"» (Вавилонский Талмуд; «Сота», 2а). Иначе говоря, Творец дает ему спутницу жизни, соответствующую его душевным качествам и поведению. По мужу и жена (Ибн Эзра).

26 мая — 1 июня

БЕГААЛОТХА

«А человек этот, Моше, был скромнейшим из всех людей, что на земле» (12:3).


Царь Шломо был великим мудрецом; о нем сказано: «И был он мудрее всех людей...» («Млахим I», 5:11). А поскольку гордыня — признак глупости, то мы вправе предположить, что он был также очень скромным человеком. Тора прославляет скромность Моше, и мы вправе предположить, что он отличался мудростью. Почему же люди говорят о «мудром Шломо» и о «скромном Моше»?

Еврейский закон гласит: «Наставник вправе поступиться своим достоинством, а царь — нет». Моше-рабейну был учителем народа, мудрецом, обучившим весь Израиль Торе. Поэтому он мог «поступиться своим достоинством» и вести себя скромно, за что и был прославлен. А вот Шломо был царем, и высокое положение не позволяло ему вести себя так скромно, как ему хотелось бы, и поэтому мы славим его именно за мудрость. Но в первую очередь она выражалась в том, что мощь и величие, свойственные Шломо, были ему самому абсолютно не нужны (р. Исроэл из Ружина).

2 июня — 8 июня

ШЛАХ

«И пошли [разведчики], и пришли к Моше, и к Агарону, и ко всей общине сынов Израиля в пустыню Паран, в Кадеш, и принесли ответ им и всей общине, и показали им плоды страны» (13:26).

Комментируя слова Торы «И пошли, и пришли...», Раши пишет: «
Как вернулись они, неся зло, так и уходили со злыми намерениями». Но в комментарии к другому стиху — «И послал их Моше из пустыни Паран по слову Б-га; все мужи эти — главы сынов Израиля» (13:3) —Раши говорит следующее: «В тот момент они были мужами — то есть достойными людьми». Как совместить эти толкования?

«Сказали наши мудрецы: "Доброе побуждение Всевышний оценивает как поступок, а злое — нет". Но сказано у пророка Ирмеягу: "... вот, Я навожу на народ этот бедствие — плод помыслов их..." — то есть злой замысел, который был реализован, и сам по себе расценивается Творцом как преступление» («Кидушин», 40а).

Когда разведчики отправились в путь по приказу Моше, они были «мужами» — т.е. достойными людьми, ведь ничего плохого они еще не совершили, хотя уже задумали зло. Но после их возвращения и замысел их был засчитан им в вину (р. Авром-Мордехай из Гуры).

«...Страна, которую прошли мы, чтобы осмотреть ее, — страна эта очень и очень хороша! Если благоволит нам Б-г... не восставайте же против Б-га...» (14:7-9).

Святая Земля помогает каждому, кто хочет духовно возвыситься, и благодаря этой поддержке человек способен подняться на очень высокий уровень. Но условием является его готовность к тяжкому труду и к самоотверженности на этом пути. Если же он к этому не готов, то — «Всему Всевышний сотворил противоположность»: именно в Эрец-Исраэль злое начало может поработить человека и низвести его до уровня скотины гораздо быстрей и кардинальней, чем в других местах.

«Страна эта очень и очень хороша» — но лишь при соблюдении этого условия (р. Моше-Цви из Саврани).

9 июня — 15 июня

КОРАХ

«И отделился (букв, "взял") Корах...» (16:1,2)
.

Что он «взял»? Корах хотел взять в свои руки власть, что, по его замыслу, принесло бы ему величие и славу. Но его планы были изначально обречены на неудачу — ведь величие и славу не «берут», они сами приходят к достойному (р. Симха-Бунем из Пшисхи).

«И столпились они [люди Кораха] вокруг Моше и Агарона, и сказали им: "Полно вам! Ведь вся община, все святы, и среди них Б-г! Отчего же возноситесь вы над собранием Б-га?!"» (16:3).

Любому главе общины нередко приходится выслушивать такие заявления: «Если бы подобный тебе возглавлял другую общину, его бы давно прогнали. Ты остаешься на своем посту лишь потому, что мы настолько добры и праведны, что терпим тебя!»

Люди Кораха были первыми, использовавшими подобные аргументы в споре. «Полно вам! — заявляли они. — Хватит, Моше и Агарон, вы до сих пор руководили только благодаря тому, что "все Общество, все святы" — благодаря нашей доброте и терпению. А вместо благодарности вы еще "возноситесь" над нами...» («Ктав софер»).


ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФОНДА ПИНКУСА
ПО РАЗВИТИЮ ЕВРЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДИАСПОРЕ, ИЗРАИЛЬ