КАЛЕНДАРЬ
ПЕСАХ
ПОЗДРАВЛЕНИЕ
раввина Адина Штейнзальца
(Эвен-Исраэля)
Наступают дни праздника Пейсах.
В ночь пасхального седера евреи всего мира сядут за стол, откроют «Агаду»
и вновь, как это предписано нашей традицией, начнут задавать вопросы.
Один из главных уроков этого дня — необходимость спрашивать, интересоваться,
не боясь при этом показаться смешным, обнаружив свое невежество или наивность.
Может быть, в этом умении спрашивать и состоит отличительная черта нашего
народа. Способность находить верные ответы мы, конечно же, тоже ценим,
однако не столь высоко, как умение и, главное, — готовность спросить!
В Песах Всевышний запретил нам есть квасное — хамец: сбродившее, разбухшее
тесто; во все дни праздника мы едим пресные лепешки — мацу. На самом деле
оба эти вида пищи состоят из одного и того же: муки и воды, но маца не
пытается предстать передними чем-то значимым, объемным. «Хлеб бедности»
— так называет ее «Агада»; «хлеб веры» — так назвали ее наши мудрецы.
Человек, разбухший на дрожжах самодовольства и эгоизма, слишком значим
в собственных глазах для того, чтобы предоставить "Творцу подобающее
Ему место; даже те заповеди, что он исполняет, лишь добавляют воздуха
в «тесто» его «Я». И он не станет задавать вопросы, пребывая в уверенности,
что и сам все понимает лучше, чем кто-либо.
Но вновь и вновь, вот уже три с половиной тысячелетия, в каждом еврейском
доме на пасхальном седере мы получаем урок: «Евреи, задавайте вопросы!»
Пусть будет воля Всевышнего на то, чтобы уроки этого праздника не прошли
для нас всех даром!
КЛАССИЧЕСКИЕ КОММЕНТАРИИ
Каждую неделю в синагоге читается определенная часть Торы, называемая
недельным разделом. За год полностью прочитывается вся Тора. Каждый
недельный раздел имеет название, совпадающее с первыми ключевыми
словами раздела (в частности, это может быть и одно слово).
Понятно, что газетные возможности крайне сужены. Дать хоть сколько-нибудь
систематический комментарий даже к небольшому отрывку — невозможно.
Поэтому фрагменты еврейских классических комментариев, подготовленные
Дмитрием Софроновым, следует рассматривать лишь как указание на
многогранность текста Торы и приглашение к пристальному чтению.
ВАИКРА
«И воззвал Б-г к Моше...» (1:1).
Традиция требует писать букву алеф в слове «ваикра» («и воззвал»)
меньшей по размеру, чем все |