КАЛЕНДАРЬ

ОСВЕЩАЮЩИЙ И ОСВЯЩАЮЩИЙ СВЕТ

В каждой свече, в мириадах огней, зажигаемых по самым разным поводам, множатся и отражаются добро и красота изначального света Творения.

Михаил Горелик
Хотя в основе Хануки лежат конкретные исторические события (победа Маккавеев над греко-сирийскими войсками, освобождение Иерусалима, освящение оскверненного язычниками Храма), ее смысл далеко выходит за рамки этих событий. Каждый день Хануки зажигают на одну свечу больше, чем в предыдущий: в первый день — одну, во второй — две и так далее до восьми; происходит последовательное усиление света. Ханука приходится на зимнее солнцестояние — самые темные дни года. В России это сгущение тьмы ощущается куда сильней, чем в Стране Израиля. Таким образом, свет разгорается именно тогда, когда тьма, казалось бы, заливает мир. И вот, как бы — подчиняясь ханукальным свечам, тьма останавливается на границе света, а затем отступает, происходит перелом: световой день, хотя и совсем незначительно, начинает возрастать, ночь — убывать. Ханука — праздник манифестации света торжества света над тьмой. В этом отношении Ханука концентрированно выражает идею, пронизывающую всю еврейскую традицию.

Раввин Адин Штейнзальц
Первое из сотворенного Всевышним — свет, ставший символом всего, что хорошо и красиво. «И сказал Всесильный: «Да будет свет!» — и отделил Всесильный свет от тьмы», — говорит о том Тора («Брейшит», 1:3,4). Царь Шломо (Соломон) сказал: «И увидел я, что есть преимущество у мудрости перед глупостью, — как у света перед тьмой («Коэлет» — «Екклесиаст», 2:13). Свет — синоним добра во всех языках. И действительно: во всем, в чем мы находим святость, очевидна связь света с благом. Существует святость времени и пространства, святость места и событий, и все, что освящено — освещено: Храм и синагога, суббота и — праздники, свадьба и (не про нас будь сказано) похороны.

Великолепная Менора (светильник) из чистого золота стояла в Храме. Она находилась во внутреннем его зале, куда имели доступ лишь немногие, и воплощала в себе чистоту и святость Храма. Менора была скрыта от взоров, освещая при этом весь мир, — подобно солнцу, на которое нельзя взглянуть без риска потерять зрение. Именно Менора стала после разрушения Храма символом еврейства, призванного быть «светочем для гоев». Археологам достаточно обнаружить ее изображение, дабы определить, что в этом месте существовало когда-то еврейское поселение, даже если все остальные признаки этого отсутствуют. И когда было возрождено государство Израиль, Менора стала его символом, одним из элементов герба.

Не гаснет свет и в синагоге. Днем и ночью горит там негасимый огонь, освещающий ковчег со свитками Торы. Наступление субботы и праздников мы отмечаем зажиганием свечей. У горящих огней восьмисвечника евреи празднуют Хануку, победу света над тьмой, святости — над нечистотой.

Во времена иерусалимского Храма в праздник Сукот совершалась церемония возливания воды на жертвенник. По всему городу горели костры, и мудрецы, к восторгу собравшихся, жонглировали зажженными факелами. Во времена Талмуда жгли костры в Пурим и, конечно же, в Лаг ба-омер — годовщину смерти раби Шимона бар-Иохая, составителя основополагающего труда по Кабале — книги «Зоар» («Сияние»). Зажигают поминальную свечу в память об умершем, и несмотря на то, что обычай этот связан с печалью, здесь свеча тоже символизирует свет — свет души, ибо сказано в «Мишлей» (Книге Притчей Соломоновых). «Душа человека — светильник Г-спода» (20:27). Поэтому поминальная свеча является выражением не скорби и горя, а, напротив, — радости, ибо мы знаем, что душа горит вечно. И на свадьбах зажигают свечи — свечи радости и надежды, — когда родители ведут жениха и невесту под свадебный балдахин. И в каждой из этих свечей, в мириадах огней, зажигаемых по самым разным поводам, множатся и отражаются добро и красота изначального света первого дня Творения.

Высокий смысл символики, связанной со светом, нашел отражение в еврейском законодательстве. Так, например, запрещено изготовлять точную копию храмовой Меноры, ибо любая подмена света, исходящего из Храма, — это профанация; задачей света Меноры было не физически осветить этот мир, но согреть и освятить его.

Еврейские мастера во все времена и во всех странах соревновались друг с другом в изготовлении светильников, чтобы их творения как можно полнее передавали формой и отделкой смысл и красоту события, в честь которого их зажигают. С еврейской точки зрения, у тьмы есть только одна задача: дать возможность свету проявиться. Основатель хасидизма Бааль-Шем-Тов отмечал: «Гиматрия (числовое значение) слова «свет» равна гиматрии слова "тайна"», — и мы стараемся понять его тайную суть.


КЛАССИЧЕСКИЕ КОММЕНТАРИИ

Каждую неделю в синагоге читается определенная часть Торы, называемая недельным разделом. За год полностью прочитывается вся Тора. Каждый недельный раздел имеет название, совпадающее с первыми ключевыми словами первой фразы раздела (в частности, это может быть и одно слово).
Если в явном виде не указано иное, все ссылки в первом комментарии даются на книгу Дварим (Второзаконие), в последнем — на книгу Берешит (Бытие).
Рядом с названием недельного раздела указана соответствующая ему неделя (даты): быть может, читателю захочется прочесть недельный раздел и поразмыслить над ним именно тогда, когда это делают религиозные евреи во всем мире.
Понятно, что газетные возможности крайне сужены. Дать хоть сколько-нибудь систематический комментарий даже к небольшому отрывку — невозможно. Поэтому фрагменты еврейских классических комментариев в изложении Цви Одессера следует рассматривать лишь как указание на многогранность текста Торы и приглашение к пристальному чтению.

5 декабря — 1 1 декабря
МИКЕЦ

«И съели коровы истощенные и невзрачные семь первых коров тучных. И вошли те в них, но незаметно было, что вошли в них, [ибо] видом они были невзрачны, как и вначале...» (41:20,21)
Семь истощенных коров, приснившиеся фараону, олицетворяют собой семь основных отрицательных свойств человеческой натуры, а семь тучных коров — семь положительных качеств, согласно принятой в кабале классификации. Подобно тому, как истощенные коровы вмещали в себя тучных коров, не меняясь внешне, отрицательные свойства человеческой личности зачастую — лишь скорлупа, оболочка его положительных свойств, делающая их незаметными для большинства людей. Иосефу было легко разгадать сон фараона, поскольку он был способен постичь истинную природу, духовный источник всего сущего («Сфат-эмет»).

(Иегуда Яакову:) «Если я не приведу его (Биньямина) к тебе и не поставлю перед тобой, то буду вечно виновным перед тобою» (43:9)
Когда Реувен просил отца отпустить Биньямина с братьями в Египет: «двух моих сынов ты умертвишь, если не приведу его к тебе» (42:37), — Яаков отказал. Но когда Иегуда попросил о том же и поклялся, что если произойдет несчастье, он возьмет вину на себя, отец неожиданно согласился — ибо тот предоставил ему гарантию, равной которой не существует. В чем она? «Буду вечно виновным». Ведь самая страшная мука — чувство вины, от которого не может избавиться грешник («Эм ле-Микра»).

72 декабря — 18 декабря

ВАИГАШ

«И подступил к нему (к Иосефу) Иегуда, и сказал» (44:18)
Такая решительность Иегуды поначалу кажется дерзкой. Но Иосеф олицетворяет собой атрибут царственности Творца, как об этом было сказано выше, а Иегуда — воплощение присущей евреям способности к благодарности и к диалогу с Творцом, поскольку Тора обязывает каждого еврея просить Его об удовлетворении их нужд и благодарить за это, как сказано: «на сей раз возблагодарю («одэ») я Г-да», поэтому и дала ему имя Иегуда» (29:35). Поведение Иегуды — модель поведения для каждого иудея. Подобно ему, еврей всегда должен «подступать» к Царю с молитвой-просьбой и благодарить Его за все, что с ним происходит («Сфат-эмет»).

«Не вы послали меня сюда, но Б-г» (45:8)
Почему Иосеф сказал это братьям, пришедшим в Египет? Аврааму было обещано, что пришельцами будут потомки его в земле чужой (см. 15:13). Впоследствии именно из окрестностей Хев-рона, где был похоронен Авраам, Яаков послал Иосефа к братьям. Те продали его в рабство, он попал в Египет, где, перенеся многие испытания, был назначен на высокий пост. Это позволило Иосефу спасти продавших его братьев от голода. В любых жизненных обстоятельствах каждому еврею дано усмотреть Божественное предопределение (Раши; «Июним хадашим»).

19 декабря — 25 декабря
ВАЕХИ

«И увидев, что умер их отец, сказали братья Иосефа: "Может, возненавидит нас Иосеф и отомстит нам за все зло, которое мы ему сделали"» (50:15)
Но ведь Иосеф — праведник, могли ли братья подозревать его в мстительности? Они искренне раскаялись, что продали Иосефа, но считали, что на них лежит ответственность за муки изгнания, которые повлекла за собой его продажа. Однако братья ошибались, считая себя причиной этому: все было предопределено свыше, и они служили лишь орудием в руках Всевышнего. Иосеф успокаивает их: «Вы замышляли против меня зло, но Бог повернул его к добру» (50:20). В чем же это добро? В искреннем раскаянии в содеянном зле, поднявшем их на более высокую духовную ступень («Сфат-эмет»).

«И сказал им Иосеф: "Не бойтесь, разве я на месте Б-га?"» (50:19)
Когда Рахель упрекала Яакова в том, что у них нет детей, тот, разгневавшись, воскликнул: «Разве я на месте Б-га!» (30:2). После смерти Яакова братья боялись мести Иосефа — ведь они продали его в рабство. Иосеф ответил им словами отца, но в его устах эта фраза звучит по-иному. Яаков снял с себя бремя ответственности и возложил его на Всевышнего. Иосеф тоже осознает, что его возможности скромны, но вкладывает в те же слова совсем иной смысл: единственный истинный Судья, видящий истинный смысл происходящего и имеющий право вынести приговор, — Б-г («Мидраш Танхума», «Июним хадашим»).

26 декабря — 1 января
ШМОТ

«Взяла (мать) для него корзинку из тростника: и положила в нее младенца» (2:3)

Происходящее в начале Книги Исхода кажется набором случайностей. Чтобы спасти младенца, его мать совершает странный поступок: оставляет малыша в корзинке у реки. Дочь фараона, которая пришла туда купаться, поступает вопреки указу отца: спасает еврейского ребенка и нанимает в кормилицы его же мать. Все «счастливые» совпадения на самом деле подчиняются исходному замыслу. Через восемьдесят лет выросший во дворце фараона Моше выведет евреев из Египта и получит Тору на Синае (Мальбим).

«И явился ему ангел Б-га в языке пламени из куста: куст пылает огнем, но не сгорает» (3:2,3)
Почему Творец открылся Моше в пламени из куста? Объятый пламенем, но не сгорающий куст олицетворяет народ Израиля: даже в изгнании, в пустыне, его не оставляет Божественное присутствие («пылающий огонь»), как об этом сказано у Давида: «Я с ним в беде» (Псалмы, 91:15). («Кли якар»).


РАЗГОВОРЫ С РАВВИНОМ

ОСЕЛ И КОНТРАБАНДИСТ
Осел не испытывает страха не потому, что он герой, а потому что осел

Адин Штейнзальц отвечает на вопросы Михаила Горелика

Вот вы говорите, что чем более пуглив человек, тем больше развито у него воображение, но ведь отсюда следует, что абсолютно бесстрашный человек должен быть нвчисто лишен воображения.

— Вот именно! Это либо какое-то его патологическое отсутствие, либо полное неведение. Ребенок вылезает на подоконник потому, что просто не понимает, чем ему это грозит. Человек с воображением легко представит себе, как он теряет равновесие, соскальзывает, тщетно цепляется пальцами, крутя ногами над пустотой...

— И у него потеют ладони.

—Что?

— Я говорю, ладони у него потеют, когда он предается этим фантазиям.

—Ну да. А вот вам другой пример: контрабандист приближается к границе. Он уже задолго начинает - между тем погонщик осла не испытывает ни малейшего дискомфорта. Добрались — тут уже и погонщику становится как-то не по себе. Единственный, кто совершенно спокоен, так это осел.

— А чего ослу волноваться? С ослом все в порядке.

— С ослом всегда все в порядке. Я, собственно, хочу сказать, что страхи связаны с общим представлением о мире. Скажем, для религиозного человека существует «контрабанда» и «граница», которые отсутствуют в мире человека нерелигиозного. Соответственно, он испытывает переживания, совершенно непонятные...

— «Ослу» — в терминах вашей контрабандистской новеллы.

— Я этого не сказал — это вы сказали. Но ослы действительно не ощущают страха перед «границей». И не потому, что смелы, а потому, что ослы.

— Они считают, что эта «граница» иллюзорна.

— Да, осел так считает: граница для него действительно не существует. У животных вообще страхов куда меньше, чем у людей. Это в силу отсутствия воображения — я говорил уже. Мне хотелось бы, чтобы вы меня правильно поняли. Это все-таки не более чем аналогия, и я вовсе не хочу обидеть людей, которые смотрят на мир иначе, чем я.

— Вряд ли вы кого-то обидели: никто не склонен считать себя ослом, а ваша притча дает возможность не только религиозной интерпретации. Кстати, она напоминает мне известный библейский рассказ — тоже с ослом. Авраам по велению Всевышнего идет принести в жертву своего сына Исаака. Исаак уже, кажется, все понял. Надо полагать, двое слуг чем дальше, тем больше, ощущают давление разлитой в воздухе духе тревоги. Осел везет дровишки для жертвоприношения и чувствует себя очень хорошо.

— И тут, и там осел не вовлечен в ситуацию. Ее смысл ему недоступен.

— Вы чуть раньше сказали, что страхи связаны с общей концепцией мира. А как же фобии? Скажем, Гофман боялся пауков. При чем тут концепция мира?

— Дело в том, что не существует единой природы страха. Вы привели хороший пример. Это чистой воды фобия, и как таковая она, конечно, иррациональна. В чем специфика любой фобии? В том, что опасности на самом деле никакой нет, но страх не контролируется сознанием и волей. Специалисты насчитывают около пяти десятков разнообразных фобий. У меня был один знакомый раввин, который панически боялся грома и молнии. Некоторые люди боятся жениться.





Николай Гоголь — человек,

боявшийся жениться и посвятивший
этой интересной фобии известную пьесу




— У Гоголя есть сочинение, посвященное этой интересной теме. Да и сам он так и не женился.


—Ну он не одинок. Это очень распространенная фобия. Кто-то боится сменить работу, кто-то — место жительства, да мало ли! Это страхи, мешающие нормально жить.

— И все-таки насчет картины мира...

— В истории, которую я рассказал вам вначале, сталкиваются два представления о мире: контрабандиста и осла, причем разница в понимании порождает разницу в самоощущении. Боязнь нарушить заповедь, страх перед смертью, страх перед всемирным заговором — все это интегральные части соответствующих картин мира.

— Вы у помянули раввина, который панически боялся молнии. Как быть с его картиной мира? Кстати, если я не ошибаюсь, в иудаизме существует благословение на молнию.

— В еврейском отношении к жизни заложено широкое приятие всего, с чем встречается человек. Оно зафиксировано во множестве разнообразных благословений: есть благословение на хлеб и вино, а есть — на молнию и землетрясение.

— Но если человек с благодарностью и даже с благословением принимает все, что посылает ему Всевышний, то, казалось бы, тут вообще не должно быть места страху?

— Это, собственно и есть проблема фобии: человек может прекрасно отдавать себе отчет, что переживаемые им чувства не соответствуют его пониманию мира, но он бессилен с этим справиться. Это проблема не мировоззренческая, а психологическая, а в более остром случае — психиатрическая.

В отличие от фобий рациональные страхи помогают человеку корректировать свое поведение. Если вы едете в страну, известную воровством и мошенничеством, вы будете более аккуратны в контактах с местным населением, если боитесь мороза, то оденетесь потеплее. А благословение мощи Всевышнего, проявляющейся, в частности, в землетрясении, хорошо сочетать с развитием служб оповещения и специальными мерами безопасности в сейсмоопасных зонах.

Напоследок хочу рассказать вам об одном своем добром израильском знакомом. Этот молодой человек, поступив в элитную армейскую часть, куда принимают одних только добровольцев, сумел скрыть, что страдает острой боязнью высоты. В программу подготовки входили прыжки с трехметровой высоты со страховочными ремнями. Он сумел преодолеть себя и все-таки прыгнул, но во время прыжка потерял сознание. Командование оценило его мужество: он был единственным человеком в части, который получил красный берет, не совершив ни одного прыжка с парашютом.


ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ЕВРЕЙСКИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ОТВЕЧАЕТ

При Институте изучения иудаизма действует Еврейский информационный центр (ЕИЦ), назначение которого - отвечать на все вопросы, связанные с иудаизмом. Это могут быть вопросы об истории, философии, еврейских обычаях, о Галахе, о вызвавшем недоумение тексте, о еврейских мудрецах, о дате рождения по еврейскому календарю, о праздничном столе и так далее, и так далее. Любой человек может обратиться в ЕИЦ и получить ответ. В месяц в ЕИЦ приходит порядка сотни вопросов - одно из них может быть Вашим.

Сотрудники ЕИЦ широко используют для ответов разнообразную литературу: классическую, научную, популярную. Если вопрос оказывается столь сложен, что вызывает у них затруднение, они переадресуют его непосредственно раввину Адину Штейнзальцу. В любом случае обратившийся непременно получит квалифицированный ответ.

ЕИЦ ждет Ваших вопросов.

ПОКРОЕМ ГОЛОВЫ, ДРУЗЬЯ!

Почему при чтении Торы обязательно покрывают голову?

Ни Тора, ни книги пророков не предписывают покрывать голову, такой заповеди нет. С точки зрения закона, как об этом говорит видный польский раввин Шломо Лурия (XIV в.), даже такая важная заповедь Торы, как произнесение текста «Шма», не становится невыполненной, если он был прочитан с непокрытой головой,

Однако Тора запрещает коаним проводить храмовое служение с непокрытой головой. А весь еврейский народ уподоблен священникам, как сказано: «И будете Мне народом священников». В Вавилонском Талмуде («Кидушин», 31а) рассказывается, что рав Гуна, сын рабби Иеошуа, никогда не проходил расстояние в четыре локтя с непокрытой головой, объясняя это тем, что над головой еврея пребывает Шхина (Б-жественное присутствие).

В другом трактате Вавилонского Талмуда, «Шабат» (1566), приводится история о рабби Нахуме бар Ицхаке, происшедшая с ним в детстве: «Одной женщине астрологи предсказали:

«Твой сын станет вором, если не покроет голову». Она попросила сына: "Покрой голову, ибо так будет в тебе страх пред Небесами, да молись, чтоб не возобладала над тобой злая страсть!" Истинную причину, однако ж, она скрыла от него. И вот однажды, сидя под финиковой пальмой, принадлежавшей другому человеку, сын, как обычно, занимался учением. Внезапно накидка, покрывавшая его голову, соскользнула, и он обратил внимание на сочные плоды над собой и не устоял перед соблазном отведать чужое. Аппетит взыграл, он вскарабкался по стволу и перекусил финиковую гроздь зубами».

Вышеприведенные талмудические фрагменты стали основанием для закона, предписывающего каждому еврею покрывать голову. Причем это предписание относится не только ко времени молитвы или чтения Торы - голова еврея должна быть покрыта практически всегда и везде. Основные причины тому, согласно Талмуду, две: это и напоминание о присутствии Шхины - незримого проявления Творца, и символ богобоязненности. А в Каббале кипа символизирует уровни души, не облаченной в тело.

Совершенно не принципиально, чем будет покрыта голова. Но религиозные евреи с этой целью носят кипу - матерчатый головной убор. Кипа символизирует принадлежность к еврейству, к определенной общности людей. Надевая кипу, еврей декларирует принятие на себя определенных стандартов поведения и обязанностей. Многие называют кипу на идиш - «ярмолке» (по-русски - «ермолка»): это слово возникло в результате слияния двух еврейских слов: ярей-Малка («боящийся Царя»).

Обычай благочестивых - даже во время ночного сна быть с покрытой головой. Детям также покрывают голову, чтобы приучить их к трепету пред Небесами, что следует из приведенного выше фрагмента из трактата «Шабат». Автор комментария «Турей-заав» объясняет: тот, кто носит головной убор, выполняет указание Торы «и по законам их не ходите» - ведь у язычников принято в знак почтения обнажать голову.

Должна ли женщина по еврейской традиции носить платок или парик?

Из Торы следует, что непокрытые волосы замужней женщины свидетельствуют о её распущенности. Во времена Храма существовал ритуал «сота», который проводили с женщиной, уличенной в непристойном поведении или подозреваемой в супружеской измене. При перечислении действий, позорящих «соту», сказано: «И поставит священник жену пред Г-сподом, и распустит он волосы на голове жены» («Бемидбар», 5:18), - из чего следует, что для замужней женщины непокрытая голова - знак позора.

В наше время покрывают голову платком или париком в зависимости от того, какая традиция принята в данной общине или местности. Понятно, что дома, в кругу семьи, по букве закона, можно вести себя свободней, однако в соответствии с требованиями Каббалы женщина должна все время оставаться с покрытой головой. При посещении синагоги это обязательное условие, даже если обычно молящаяся не делает этого. Правила уважения к святости места общеприняты (их соблюдают даже неевреи).

Обычай коротко остригать голову, соблюдаемый женщинами в некоторых ха-сидских общинах выходцев из Трансильвании из опасения, что посторонний мужчина может увидеть ее волосы, - не заповедь Торы, а лишь местный обычай. Каждый еврей обязан придерживаться тех обычаев, которые приняты в его общине.

Ответы на вопросы подготовил Цви Одессер.


С ХАСИДСКОГО СТОЛА


ГОРДЫНЯ и СКРОМНОСТЬ

Гордыня опускает человека - скромность поднимает. Чем скромнее человек, тем легче ему взлететь навстречу Всевышнему.

• • •
Скромность - жилище правды.

• • •

Два глаза дал Всевышний человеку: правый - чтобы видеть достоинства ближнего, левый - чтобы видеть свои недостатки.
• • •
Тому, кто не занимает места, везде есть место. • • •
Быть скромным - значит быть главным, но выглядеть второстепенным,

• • •
Когда ты обращаешься к Всевышнему и говоришь Ему: «Я благодарю Тебя», - на мгновение закрой глаза и подумай о том, кто в этой молитве «я» и кто «Ты».


ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФОНДА ПИНКУСА
ПО РАЗВИТИЮ ЕВРЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДИАСПОРЕ, ИЗРАИЛЬ

строительство домов из газобетонных блоков выполняется по технологиям аналогичным нашим