Курс «Агада» | Программа «Лимудим» | Образов. центр | Метод. кабинет | Гл.страница | |
x | |
x |
Мудрецы и их ученикиВ
период
Мишны и
Талмуда
мудрецы
представляли
собой
элитарный
слой
общества. Их
мнение было
решающим при
обсуждении
важнейших
вопросов,
касавшихся
всех сторон
жизни. В их
среде
проявлялись
черты
элитарности,
выражавшиеся
в особых
взаимоотношениях
и тенденции
оставаться
замкнутой
кастой. Так,
например,
известно
высказывание,
что мудрецу
следует
жениться на
дочери
мудреца. С
другой
стороны, в
этот
своеобразный
аристократический
круг мог
войти любой.
Способные
люди быстро
достигали
признания
благодаря
своим
знаниям и
личным
качествам, и
их
родословная
при этом
играла очень
незначительную
роль. И хотя
мы можем
найти семьи,
где отец и сын
были
известными
мудрецами, и
даже семьи, в
которых
статус
мудреца
сохранялся в
третьем
поколении,
как правило,
судьями,
выдающимся
учителями и
духовными
лидерами в
каждый новый
период
становились
люди из не
известных
ранее семей,
достигшие
высокого
положения
благодаря
собственным
усилиям.
Мудрецы,
до известной
степени,
держались
отдельно от
широкого
общества, в
Вавилонии
они даже
носили
особую
одежду. Им и
их ученикам
были
предоставлены
различные
привилегии
(например,
освобождение
от некоторых
видов
налогов[76]),
однако в
остальном
они
разделяли с
народом все
тяготы его
повседневной
жизни. За
преподавание
Торы и
участие в
работе суда,
за помощь в
решении
личных и
общественных
проблем
никогда не
взималась
плата. Как и
большинство
народа,
мудрецы
занимались
сельским
хозяйством,
ремеслом и
торговлей.
Среди них
иногда
встречались
очень
богатые люди
(например,
раби Эльазар
бен Азарья,
мудрецы из
дома
Наси).
Однако в
основном их
доходы были
средними.
Немногие из
мудрецов
нуждались
по-настоящему,
но
большинство
из них имели
возможность
учить Тору
лишь в
свободные от
работы часы.
Только
молодые люди,
или те, кому
помогали из
дома, или
получившие
наследство
могли
бóльшую
часть
времени
посвятить
изучению
Торы.
Начинающие
ученики
занимались у
одного из
выдающихся
мудрецов,
изучая
Гемару
(גמרא)
– материал,
необходимый
для усвоения
Мишны и
Барайты, а
также
сварý
(סברא)
– методику
углубленного
анализа. В
Эрец Исраэль
было
принято,
чтобы
ученик долго
оставался у
одного
учителя и
получал от
него бóльшую
часть своих
знаний в Торе.
Таким
образом,
каждый
являлся
учеником
конкретного
человека. У
учеников
возникали
прочные
личные связи
с учителем и
вырабатывалось
глубокое
понимание
особенностей
его подхода к
решению
ѓалахических
проблем.
Отношения с
учителем
считались
более
важными и
часто были
более
близкими, чем
с отцом. В
Вавилонии
подобные
связи
возникали
далеко не
всегда.
Ученики чаще
переходили
от учителя к
учителю, а
также много
времени
проводили
вместе,
занимаясь
небольшой
группой. Даже
в тех местах,
где
существовали
более тесные
связи между
учителями и
учениками,
большинство
последних
считали
необходимым
время от
времени
переходить к
другому
мудрецу и
слушать
разделы Торы
в его
изложении.
Конечно, на
первой
ступени
изучения,
когда
человек
учился
правильно
строить
элементарные
логические
связи, верно
определять
термины и не
ошибаться в
авторстве
барайтот
и частей
Мишны (такое
умение, а
также
собственно
заучиваемый
материал
назывались
גירסא
–
гирса
– «версия»,
«прочтение»,
«вариант
текста»), эти
переходы не
являлись
необходимостью.
Услышать
изложение
уже
проработанного
материала из
уст другого
мудреца для
того, чтобы
усовершенствовать
методику
анализа
(סברא),
старались
продвинутые
ученики.
В
Вавилонии
ученик,
проучившийся
много лет,
назывался
צורבא
מרבנן
– «молодой
среди
мудрецов».
Население
места, в
котором он
жил,
относилось к
нему с
подчеркнутым
уважением.
Однако на
этом этапе
редко
получали
официальную
должность.
Такой ученик
посещал
разных
учителей,
стремясь
услышать от
них новые
разъяснения,
познакомиться
со взглядом
на вещи с
незнакомой
стороны.
Иногда же его
интересовали
не столько
логические
построения
нового
наставника,
сколько
утверждения,
полученные
им от
учителей и
неизвестные
другим
(לגמריה
דרב הוו צריכי
לסברי דרב לא
הוו
צריכי
– «не
предположения
нужны, а
сведения,
полученные
по традиции»
– см.
«Санѓедрин»,
36б).
Эти
утверждения
назывались
מסורא
– «известное
по традиции».
По
прошествии
некоторого
времени
צורבא
מרבנן
становился
известен как
חד
מרבנן
(«один из
мудрецов»), о
нем говорили
ההוא
מרבנן
(«этот – из
мудрецов»).
На
начальном
этапе
обучения
будущий
мудрец
обычно жил в
чужом городе.
Ученики и
мудрецы
останавливались
всегда в
одних и тех же
домах, у одних
и тех же
хозяев,
которые, как
правило,
брали плату
за
проживание,
однако
некоторые из
них помогали
поселившимся
у них
материально.
Исключительно
редко
строили дома,
специально
предназначенные
для
размещения
учителей и
учеников.
Местные
жители
старались
помочь
ученикам, в
особенности
тем из них,
кто
по-настоящему
нуждался.
Иногда глава
йешивы
поддерживал
учеников
либо из
собственных
средств, либо
за счет
общины.
Всегда
находились
люди, готовые
поддержать
учебу в
центрах Торы,
всегда
давались
пожертвования.
Но
постоянную
плату
учителям и
стипендии
ученикам
были в
состоянии
платить
только
крупнейшие
йешивы,
т. к. чаще
всего
пожертвования
передавались
им. На
территории
Вавилонии, в
основном, в
период
геоним,
существовал
специальный
налог в
пользу
больших
йешив;
за каждой из
них был
закреплен
определенный
район, с
которого
взимался
этот налог в
дополнение к
государственным.
В
Вавилонии
было принято,
чтобы
молодой
человек
женился
перед
поступлением
в
йешиву.
В Эрец
Исраэль
обычно
женились в
более зрелом
возрасте и к
серьезной
учебе
приступали
неженатые
молодые
люди.
На
территории
Эрец Исраэль
в период
амораим
число
мудрецов
постоянно
возрастало.
Некоторые из
них в течение
долгого
времени
оставались в
йешивах
на правах
обычных
учеников.
Право давать
разъяснения
и отвечать на
практические
вопросы, а
также титул
רבי
– раби –
присваивались
достойным
ученикам
главами
йешив.
В эпоху
танаим
глава любого
бейт-мидраша
мог наделить
ученика
правом
выносить
ѓалахические
решения, а
также
присвоить
ему титул
«раби», если
его
поддерживали
еще два
мудреца. Во
времена
амораим
было решено (с
целью
поднять
престиж дома
Наси,
который
мудрецы
всемерно
поддерживали
и стремились
укрепить), что
этот титул
может
присваивать
только
Наси. В
результате
многие
мудрецы,
достойные
титула
«раби»,
ожидали его
получения в
течение
длительного
времени, т. к.
каждый
случай
рассматривался
очень
серьезно и
обстоятельно.
Объявление о
предоставлении
прав и титула
«раби»
кому-либо из
учеников
становилось
важным
событием.
Сохранились
стихотворные
произведения,
написанные в
честь таких
торжеств.
На
территории
Эрец Исраэль
в период
амораим
мудрецов, не
получивших
еще прав и
титула
«раби»,
называли
חבר
–
«доверенное
лицо», и
только того,
кто
практически
удостоился
прав и титула,
называли
חכם
– «мудрец».
Титул «рав»
можно
перевести
как
«учитель», а
«раби» – «мой
учитель»;
второй
вариант
воспринимается
как более
уважительное
обращение.
Введение
в права и
присвоение
титула не
могло
состояться
за пределами
Страны
Израиля[77].
Поэтому в
Вавилонии не
существовало
никакой
торжественной
официальной
церемонии,
после
которой
ученика
начинали
называть
«рав». Таким
образом,
статус
мудреца в
Вавилонии
зависел не от
процедуры
посвящения, а
от всеобщего
признания и
очевидности
превосходства
знаний и
способностей
человека.
На
территории
Эрец Исраэль
среди
мудрецов не
было
равенства.
Сама
структура
Санѓедрина
и правила его
функционирования
предполагали
определенную
иерархию.
Наиболее
высокое
положение
занимали те,
кто входил в
«собрание
семи»
(בית
דין של
שבעה);
это
были
наиболее
выдающиеся
из мудрецов.
Их
обязанностью
и
одновременно
привилегией
было
объявление о
прибавлении
на основании
астрономических
расчетов
дополнительного
месяца к году
и объявление
о начале
весеннего
периода в
соответствии
с погодными
условиями. В
этот период
Наси
выбирался из
потомков
Ѓилеля. В
Санѓедрине
рядом с ним
сидел Глава
суда,
являвшийся
его
заместителем.
Третьим по
значению был
Глава
мудрецов. С
того момента,
когда титул
Наси
превратился
в
государственную
должность,
Глава суда
стал Главой
Санѓедрина,
а титул Главы
мудрецов был
упразднен.
Должность
главы йешивы
была крайне
значима. В Эрец
Исраэль назначение
на эту должность
происходило
по инициативе
Наси
или, по крайней
мере, с его согласия.
На территории
Вавилонии было
обязательным
согласие Главы
диаспоры. В связи
с тем, что должность
главы йешивы
была очень важной,
уже в период
Талмуда его
называли мелех
– «царь». Значимость
этой должности
сохранялась
на протяжении
многих поколений.
В обиход вошло
высказывание:
מאן
מלכי? –
רבנן («Кто же
цари? – Мудрецы»)
(«Гитин», 62а).
[76]
Речь идет о налогах
на нужды армии
и обороны (строительство
стен). Закон Торы
гласит, что мудрец
освобождается
от выплаты подобного
налога, так как
его учеба способствует
общему примирению
и защищает окружающих.
Его часть налогов
брала на себя
община. Не следует
забывать, что
мудрец занимался
решением всех
проблем общины,
часто не получая
за это даже небольшую
плату.
[77]
Непрерывная
цепочка передачи
знаний должна
была тянуться
от Моше через
поколения. Но
в поколении
раби Акивы (см.
таблицы) римские
власти запретили
наделять учеников
полномочиями
по закону Торы.
Процедура передачи
полномочий
– смиха
– происходила
при большом
стечении народа,
когда объявляли,
что такой-то
ученик достиг
уровня мудреца
и отныне будет
носить титул
«раби». Четыре
ученика раби
Акивы были последними,
кто получил
этот титул в
соответствии
со всеми законами
Торы. Йеѓуда
бен Бава, наделивший
их полномочиями,
был убит римлянами
на месте. В дальнейшем
титул «раби»
присваивался
тому, чей уровень
знаний признавался
очень высоким
как его учителями,
так и всем народом.
|