Курс «Агада»   |   Программа «Лимудим»   |   Образов. центр   |  Метод. кабинет   | Гл.страница
x
x

Вавилония

Период расцвета центров изучения Торы на территории Вавилонии (220-500 гг.) – это эпоха амораим. Ее начало совпадает с переломным моментом в истории Вавилонии. До этого времени власть в этой стране принадлежала парфянам – народу, близкому по происхождению и культуре к персам, привнесшему в систему государственного управления сильный элемент феодализма, предоставив большие полномочия правителям на местах. Что же касается культурной среды, с которой соприкасались еврейские общины, то она находилась под значительным влиянием еще не угасшего эллинизма. Правители почти не вмешивались в жизнь многочисленных народностей, населявших территорию огромной империи. Но в 226 г. власть в Персии захватывает династия Сасанидов, которая выдвигает на первый план религиозное учение Зороастра. Одновременно с усилением центральной власти в стране все большее влияние приобретают жрецы этого культа (амгушим или мегошим – «маги»). Войны с Римской империей, прекратившиеся в конце парфянского периода, возобновляются с еще большим ожесточением с обеих сторон. Пограничные районы страдают от бесконечных столкновений и набегов, жизненно важные центры государства перемещаются, удаляясь от границы на восток, туда, где течение жизни не затронуто тяготами войны. В начале правления Сасанидов еврейское население испытывало жестокий гнет, но со временем положение нормализовалось.
С усилением центральной власти укреплялось и положение Главы диаспоры (Рейш галута). Спокойствие внутри страны и хорошее экономическое положение способствовали быстрому росту еврейского населения как за счет увеличения рождаемости, так и вследствие эмиграции из других стран. Очень многие переезжали в Вавилонию из Эрец Исраэль. Несмотря на трения с жрецами (которых называли также хабарами), в целом развитие самых разных аспектов еврейской жизни не встречало никаких препятствий.
Во времена рава Аши (конец IV в.) между евреями и правительством сложились очень хорошие отношения, что дало возможность довести до конца огромную работу по завершению Вавилонского Талмуда. Однако уже в следующем поколении власти издают ряд указов, запрещающих соблюдение религиозных законов. Впервые подобные указы появились в дни правления царей Йездегерда Второго и Пероза (который упоминается в источниках как «злодей» – арам. решиа), а при царе Маздаке преследования достигли апогея. В начале шестого столетия вспыхнуло еврейское восстание. Все это привело к замедлению духовного развития, и деятельность мудрецов свелась почти исключительно к формированию окончательного варианта текста Вавилонского Талмуда. В этот сложный период Главой диаспоры был Мар Зутра.
Только после того, как вавилонские цари отказались от политики религиозных преследований по отношению к еврейскому населению, еврейская диаспора вновь достигла прежней высоты, что привело к новому расцвету духовной жизни во времена геоним.

Самоуправление

Эрец Исраэль

Римские власти и, до известной степени, их ставленники, дом Ирода, почти не вмешивались в вопросы еврейского самоуправления на местах. Последние цари династии Хашмонаим (Хасмонеев), цари дома Ирода, а также римские прокураторы постепенно лишили Санѓедрин – Верховный суд – большей части его полномочий: он утратил право наложения вето на важные политические решения, а в дальнейшем – и право выносить смертные приговоры. За сорок лет до разрушения Второго Храма заседания суда уже не проходили в нем. Согласно закону Торы, прекращение заседаний в храмовом зале, расположенном в непосредственной близости от жертвенника, означало невозможность в дальнейшем разбирать дела о преступлениях, наказанием за которые является смертный приговор. По закону, дела о преступлениях, наказуемых смертной казнью, могут разбираться всеми компетентными судами только в том случае, если местом заседаний Великого Санѓедрина является определенное помещение в самом Храме. Изгнание Санѓедрина было во многом добровольным. Его члены сами отказались от права принятия решений в подобных делах. Такие жизненно важные проблемы, как регулирование календаря и установление нового месяца, по-прежнему оставались в ведении Санѓедрина. Но все вопросы, касающиеся принятия политических решений, несмотря на то, что раньше они тоже регулировались законом Торы, теперь оказались вне его компетенции. Полномочия в области религиозного закона, касающегося повседневной жизни человека, остались у местных судов.
Поскольку большинство народа концентрировалось в маленьких городках и деревнях с исключительно еврейским населением, сохранились прежние формы местного управления. Дела города находились в руках совета, члены которого чаще всего выбирались семью мудрецами, пользовавшимися всеобщим признанием в городе. Наиболее важные решения принимались в присутствии народа (см. «Мегила», 26а). Местные советы, в состав которых входили три мудреца, получали права и полномочия от главы Санѓедрина, носившего титул Наси. Такие суды определяли практическое применение закона в общине: устанавливали конкретно, какая пища является разрешенной в соответствии с законами кашрута, допустимо ли заключение брака, какие действия считаются видами работ, запрещенных в субботу и праздничные дни, а какие могут быть разрешены. Предполагалось, что мудрецы должны осуществлять духовное руководство в городе или области, и для этого были предусмотрены соответствующие должности.
После разрушения Храма полномочия Санѓедрина сократились, он перестал являться центром еврейской жизни, влияние которого ощущается постоянно и повсеместно. Тем не менее, глава Санѓедрина признавался руководителем евреев в Израиле как еврейским населением, так и властями. Его было принято называть Наси не только в народе, но и среди мудрецов.
Одной из важнейших функций, которую по закону Торы Санѓедрин должен был осуществлять и в условиях отсутствия Храма, было установление начала нового месяца, а также добавление дополнительного месяца к году. Такая необходимость возникала из-за того, что еврейский календарь основан одновременно на лунном и солнечном циклах. От установления начала нового месяца зависело, в какие дни будут отмечаться праздники.
Право учить и выносить конкретные постановления в соответствии с законами Торы передавалось учителем ученику, если тот оказывался достойным во всех отношениях. Такая передача, как непрерывная цепочка, тянулась от Моше через Йеѓошуа, старейшин и пророков. Процедура объявления ученика мудрецом имела полную силу только при условии, что она была совершена на территории Эрец Исраэль. В этом случае тот, кого объявляли мудрецом, признавался авторитетом в любой из областей законов Торы. По древней традиции, объявлением мудрецом не могло обойтись без одобрения Наси. Это способствовало сохранению главой Санѓедрина статуса духовного руководителя народа.
По мере усиления римского гнета Наси все более нуждался в поддержке. Руководители вавилонской диаспоры неоднократно пытались установить с главой Санѓедрина более тесный контакт, чтобы придать ему дополнительные силы.
В 358 г. под руководством Наси Ѓилеля Второго были произведены расчеты, опирающиеся на астрономические сведения Устной Торы. Это позволило создать постоянный календарь, в основу которого был положен девятнадцатилетний цикл, учитывающий все годичные изменения. Определение дня начала месяца по свидетельству тех, кто наблюдал появление новой луны, периодическое добавление дополнительного месяца к году и другие правила регулирования календаря являлись основным моментом централизации различных аспектов жизни всего еврейства. Поэтому, отказавшись от ежемесячного и ежегодного регулирования календаря, Ѓилель Второй отказался тем самым от важнейшего механизма влияния Санѓедрина на весь еврейский мир. Значение Наси как руководителя всего народа постепенно ослабевало, и в 429 г. эта традиционная должность перестала существовать.
Упразднение должности Наси произошло после раскола Римской империи и принятия христианства Восточной Римской империей в 324 г. Византия, под властью которой оказалась территория Израиля, старалась вытеснить оттуда евреев с помощью непомерных налогов и всевозможных ограничений. Одним из средств усиления влияния явилось разделение территории Израиля на две провинции и создание в каждой из них своего Санѓедрина, что и привело к
упразднению должности Наси. Однако мудрецы нашли форму управления, позволившую осуществлять единое руководство еще долгое время: в Тверии был организован Великий совет (бейт-ваад ѓа-гадоль), который заменил Наси.
Все время, пока существовала должность Наси, его власть не подкреплялась ничем, кроме традиции и общего признания, которые только и могли сделать Наси реальным правителем. После раби Йеѓуды ѓа-Наси (135-220 гг.) лишь Ѓилель Второй обладал достаточным авторитетом, чтобы в полной мере управлять всеми делами народа.

Такая важная функция, как сбор налогов, никогда не осуществлялась Наси, этим занимались старейшины. Они же ведали сбором тех частей урожая, приплода скота и отдельных частей туш животных, которые по закону Торы принадлежат коѓаним[70]. Непомерные налоги, взимавшиеся римскими, а затем византийскими властями, ложились на плечи населения все более тяжким бременем; их сбор был нелегким и неприятным занятием, и в конце концов все начали уклоняться от этой тягостной обязанности, а должности, связанные со сбором налогов, утратили прежнее значение. Вероятнее всего, управление на местах осуществлялось, с одной стороны, местным судом, а с другой – «главой собрания», который назывался «архисинагогус» (греч.). Должность архисинагогуса существовала уже в период Второго Храма, но ее значение возросло позднее. Ослабление централизованного управления привело к тому, что местные лидеры, пытаясь выйти на политический уровень, стремились к установлению самостоятельных отношений с нееврейскими властями. Например, раби Абаѓу из Кейсарии (300 г.) стал главной политической фигурой своего поколения, несмотря на то, что формально не был наделен какими бы то ни было полномочиями. Ослабление центральной власти и сужение сферы влияния Великого совета происходили на фоне общего ослабления еврейских общин и уменьшения численности еврейского населения на территории Эрец Исраэль.

[70] Коѓаним – семейство из колена Леви, потомки Аѓарона, единственные, кому было дозволено законом Торы совершение жертвоприношений в Храме.



Ваша оценка этой темы
1 2 3 4 5